Таран и обстрел трех украинских кораблей дорого обошелся нашим инвесторам: за день потери составили почти 150 млрд рублей, и, естественно, российская валюта не могла остаться в стороне.
Непоколебимость российской валюты преувеличена
Буквально еще пару дней назад в обзорах аналитиков я читал прогнозы на конец года — доллар по 65—66 рублей. Оптимизм поддерживался необычной стойкостью рубля. И еще тем, что санкций теперь не будет долго — в худшем случае в марте. И резкое падение цен на нефть не вывело его из равновесия. Минфин, которому наконец-то удалось продать облигации, даже на радостях присвоил рублю звание «валюты средней твердости». Азовская история лишний раз показывает, что непоколебимость отечественной валюты сильно преувеличена. А еще заставляет задуматься о том, стоит или нет на волне будущих санкций прикупить доллары и евро.
Судьба рубля зависит от санкций
По большому счету именно от санкций, точнее от того, как скоро их введут и насколько они будут жесткими, и зависит судьба рубля. Для нас это опаснее, чем все аукционы Минфина по изъятию валюты, вместе взятые. Просто потому, что предсказать их последствия очень трудно. Если вообще возможно. Морской бой в Керченском проливе только на наш взгляд выглядит как защита рубежей, в глазах всего мира все выглядит как конфликт на спорной/оккупированной территории. Поэтому реакция может быть очень жесткой.
Но и без санкций многие аналитики считают, что новая коррекция рубля не за горами и снижению курса нашей валюты не помешают ни начавшийся налоговый период, ни растущая цена нефти. Стоимость барреля Brent в понедельник преодолела 60 долларов, но все равно котировки выглядят достаточно слабыми. За неделю нефть упала в цене на 12% после заявления главы Белого дома о желании видеть низкие цены на нефть. Запасы и добыча нефти в США растут. Не факт, что соглашение ОПЕК о сокращении добычи, которого все ждут в начале декабря, исправит ситуацию. Падение цен может продолжиться — предложение на рынке сильно выше спроса.
Для укрепления рубля нет внутренних причин
Для укрепления позиций рубля, кажется, нет никаких и внутренних причин. Неслучайно банки все как один начали поднимать ставки по вкладам в долларах. В конце года предстоят очередные выплаты по внешнему долгу, а между тем финансовая система уже начала испытывать дефицит валютной ликвидности. Этому отчасти способствовал отток с валютных счетов граждан — так россияне отреагировали на дедолларизацию и возможную принудительную конвертацию вкладов. Только в октябре они вывели из банков 4,5 млрд долларов. То, что план дедолларизации засекретили, только подливает масла в огонь.
Ко всему прочему власти продолжают накачивать валютой ФНБ, переводя ее из правого кармана государства в левый: полученные от налогов рубли Минфин отдает ЦБ, а тот перечисляет ему валюту из золотовалютных резервов. Экономический смысл этой операции не вполне ясен, зато вызывает опасения, что в следующем году интервенции на открытом рынке возобновятся с удвоенной силой. Мораторий действует до января, но финансовые власти уже говорили, что отложенные интервенции проведут в течение нескольких лет. Помножим это на освобождение некоторых экспортеров от обязательной продажи валютной выручки на рынке и общую незаинтересованность бюджета в сильной нацвалюте. В итоге даже сегодняшняя цена — 67 рублей за доллар — вскоре может оказаться не такой высокой.
инвестиционный обозреватель Банки.ру Альберт Кошкаров
Читать еще: