Найти в Дзене
mikhail.krivyy.com

«Сапсан» — на самом ли деле высокоскоростной?

«Купили немецкие поезда и пустили их по железной дороге, построенной ещё при царе» — часто приходится слышать от критиков высокоскоростного движения в России. Давайте внимательно разберем, что же изменилось на железной дороге Санкт-Петербург — Москва за последние 100 лет, и какой выигрыш по времени дала бы выделенная высокоскоростная железная дорога.

Под традиции, видеоприложение с «Сапсанами» на недавно реконструированном под 250 км/ч перегоне Малая Вишера — Бурга в конце публикации.

«Сапсан» на мосту через Волхов. Внизу видны элементы конструкции старого каменного моста.
«Сапсан» на мосту через Волхов. Внизу видны элементы конструкции старого каменного моста.

В 1931 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать фирменный поезд «Красная стрела». Средняя скорость первого рейса составила 69.8 км/ч, а время в пути — 9 часов 45 минут.

Реконструкция главного хода шла непрерывно, за исключением периода Великой Отечественной войны. Но в некоторые годы реконструкция принимала особенно масштабный характер.

Так, в середине 1950-х годов пути главного хода были усилены, и допустимая скорость на отдельных перегонах была увеличена до 100 км/ч, а с 1957 года железную дорогу начали готовить к высокоскоростному движению пассажирских поездов.

В 1962 году главный ход электрифицировали, была усилена мощность строения пути, оборудована новая система сигнализации (АЛСН). Поступившие на магистраль электровозы ЧС2 проводили пассажирские поезда до Москвы за 5 часов 30 минут.

Электровоз ЧС2. Автор: AlexD, CC BY-SA 3.0.
Электровоз ЧС2. Автор: AlexD, CC BY-SA 3.0.

Следующая серьезная реконструкция проводилась при подготовке к эксплуатации скоростного поезда ЭР200. Именно тогда закрыли большое количество переездов. В некоторых местах движение до сих пор осуществляется по временной схеме (например Грузинское шоссе в Чудово).

В 1984 году скоростной поезд ЭР200 совершил свой первый рейс с временем в пути 4 часа 50 минут. Поезд эксплуатировался до 2009 года. К моменту окончания эксплуатации время в пути было снижено до 4 часа 30 минут.

Все электропоезда ЭР-200 в депо, автор: Морозов Л.Н. CC BY-SA 3.0
Все электропоезда ЭР-200 в депо, автор: Морозов Л.Н. CC BY-SA 3.0

В 2001 году в ходе реконструкции главного хода линия была спрямлена. Вместо Веребьинского обхода трасса прошла по ранее существовавшему прямому маршруту. Вновь была произведена реконструкция строения пути и контактной сети. Впервые появился перегон рассчитанный на скорость 250 км/ч (Боровёнка — Торбино в Новгородской области). Тогда на перегоне были уложены импортированные из Японии рельсы.

В декабре 2009 году на линию вышли высокоскоростные поезда «Сапсан». Время в пути между столицами сократилось до 3 часов 55 минут. Большую часть пути поезда шли со скоростью 200 км/ч.

Первый дневной рейс «Сапсана», 18 декабря 2009 года.
Первый дневной рейс «Сапсана», 18 декабря 2009 года.

С тех пор реконструкция железной дороги не прекращалась ни на сезон. Участок за участком укреплялось строение пути, обновлялись контактная сеть и системы сигнализации. Применялась путевая техника, стоимость которой сопоставима с «Сапсанами»[1]. К концу 2018 года количество участков с разрешенными скоростями 220-230 км/ч не поддаётся подсчёту. Количество участков с разрешенной скоростью 250 км/ч увеличено до трёх. На этот раз обошлись без японских рельс. И рельсы и стрелочные переводы теперь отечественного производства.

В итоге время поездов в пути сократилось до 3 часов 30 минут.

Станция Мстинский мост. Фотография сделана из выемки, по которой раньше проходила железная дорога. После строительства нового высокого моста необходимость в выемке отпала, и удалось избавиться от крутого подъема на левом берегу Мсты.
Станция Мстинский мост. Фотография сделана из выемки, по которой раньше проходила железная дорога. После строительства нового высокого моста необходимость в выемке отпала, и удалось избавиться от крутого подъема на левом берегу Мсты.

Чем меньше время в пути, тем сложнее его продолжать сокращать. Около 50 минут «Сапсан» тратит на «городские» участки от Московского вокзала до Колпино и от Крюково до Ленинградского вокзала. Даже если оставшиеся участки «Сапсан» будет идти со скоростью 250 км/ч, то время пути можно будет сократить лишь до 3 часов 10 минут.

Чтобы кардинально сократить время в пути, придётся строить новые пути в черте городов. И тут мы уже вплотную подходим к теме строительства выделенных высокоскоростных железных дорог.

Ну и для справки — при максимальной скорости 250 км/ч минимальное теоретическое время в пути между Санкт-Петербургом и Москвой составляет 2 часа 40 минут. При максимальной скорости 300 км/ч — 2 часа 15 минут.

Так стоит ли вкладывать миллиарды, ради экономии одного часа, или стоит обратить внимание на другие направления, где время в пути выглядит гораздо более плачевно? От Москвы до Казани самый быстрый проезд проходит 793 км за 11 часов 12 минут (средняя скорость — 68.8 км/ч), от Москвы до Адлера самый быстрый поезд проходит 1759 км за 23 часа 58 минут (средняя скорость 73.8 км/ч).

Видеоприложение: «Сапсаны» на перегоне Малая Вишера — Бурга, который в 2015-2017 годах был реконструирован под скорости 250 км/ч.

[1] AHM 800 R: как укладывают пути под «Сапсан» и 250 км/ч (тот же перегон, что и на видео)