Во дворце Румянцевых и Паскевичей работает выставка «829 дней». Именно столько длилась гитлеровская оккупация Гомеля, 75-летие освобождения которого мы будем отмечать 26 ноября. В основе экспозиции — документы, кино- и фотоматериалы из фондов музея и частных коллекций. О тех трагических днях готовы рассказать и свидетели ужасов «нового порядка», чудом выжившие в невыносимых условиях. Одна из них — гомельчанка Инна Петровна Яковлева, малолетняя узница нацизма. Вместе с ней и научным сотрудником Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ольгой Шурпач журналисты посмотрели новую экспозицию.
Война. Начало
— Выставка поделена на смысловые блоки, — поясняет Ольга Шурпач. — Начинается с напоминания о 20 августе 1941 года, когда передовые части вермахта вошли в оставленный нашими войсками Гомель. Есть фотографии города, сделанные буквально за несколько дней до печального события. Многие снимки широкой публике представлены впервые.
Центральное место в этом блоке занимает копия немецкой карты аэрофотосъёмки, где обозначен район города, подлежавший практически полному уничтожению с воздуха. В основном это центр с железнодорожным вокзалом и дворцом, в котором мы сейчас находимся. Правда, главной целью немцев был не сам дворец, а переправы через Сож, по которым город покидали отступавшие советские войска и беженцы.
Вспоминает Инна Яковлева:
— В 1941 году мне было всего шесть лет. Мы, набегавшись на улице, уже собирались обедать, как мама сказала: началась война с немцами.
Папу сразу призвали в армию, а мы остались. Жили недалеко от вокзала. Вскоре начались немецкие авианалёты, и я с соседскими детьми бегала смотреть на маленькие точки в небе. Но когда сверху посыпались бомбы, всё вокруг стало взрываться, гореть и рушиться, испугались даже самые смелые.
Бомбили немцы Гомель практически ежедневно, иногда по нескольку раз в день. И всё наш привокзальный район. Тогда мама решила увезти нас к брату в деревню Новые Дятловичи.
Вскоре мы узнали, что в Гомеле эвакуируют на восток мирных жителей. Вернулись в город, попробовали пробиться в вагон с беженцами… Но куда там! Брат мой младший в это время как раз корью заболел, и нас даже к эшелону не подпустили. Пришлось возвращаться в деревню. Но прожили там недолго, ранней осенью уже вернулись в город. Правда, дом наш разбомбили, поэтому жить мы стали на нынешней улице Чехова. То ли у знакомых, то ли у дальних родственников.
Инна Яковлева.
После прихода немцев уклад жизни горожан полностью изменился. Город оказался в глубоком немецком тылу, поэтому захватчики создали множество органов власти: от биржи труда и комендатуры до гестапо. Ольга Шурпач показывает карту тогдашнего Гомеля, на которой специальными значками обозначены эти объекты. Среди них немало поистине зловещих: например, десять мест, где фашисты массово казнили ни в чём не повинных гомельчан. Это районы нынешнего Лещинца, Солнечной, Давыдовки, окраина Новобелицы. Отмечены и три существовавших в Гомеле еврейских гетто, в основном в районе Монастырька. Правда, уточняет экскурсовод, на самом деле их было четыре. Одно гетто располагалось в Новобелице, но где конкретно, установить пока не удаётся. По сути, гетто одновременно являлись всё теми же местами массовых казней. За два года оккупации фашисты уничтожили в них более четырёх тысяч евреев. В основном детей, женщин, стариков. Всего же по данным чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений фашизма, которая действовала в Гомеле сразу после его освобождения, немцы расстреляли, повесили, сожгли заживо почти 30 тысяч гомельчан из числа мирного населения.
Практически сразу после оккупации в Гомеле появился и печально известный пересыльный лагерь Дулаг-121, располагавшийся на месте нынешней площади Восстания. В фондах есть воспоминания Павла Губина, одного из немногих советских военнопленных, выживших в том аду. После войны он написал показания-воспоминания и по памяти составил план лагеря (план тоже представлен в экспозиции — прим. ред.), отметив места, где хоронили красноармейцев, умерших от холода и голода, болезней, замученных и расстрелянных фашистами. Как уверяют исследователи, по самым приблизительным подсчётам за годы войны в Дулаге-121 погибло более 100 тысяч человек. По словам оставшихся в живых свидетелей, иногда в день приходилось хоронить по 200, а то и 300 человек.
Вспоминает Инна Яковлева:
— Немцев я впервые увидела в Новых Дятловичах. На первый взгляд, люди как люди, некоторые нам даже улыбались, руками махали. А потом подожгли хлебное поле у деревни. Какая-то колхозница не выдержала, бросилась к одному из них. Мол, что ж вы творите, это же хлеб! А он глянул сквозь неё, поднял автомат и полоснул очередью… Вот тогда многие поняли, что за цивилизованные «гости» к нам пожаловали.
Хотя в первые дни оккупации немцы вели себя сдержанно, даже снисходительно. Дескать, чего их, этих русских, бояться. Мы с друзьями часто бегали к концлагерю в центр города, хлеб пленным носили. В один из таких визитов я увидела папу, который, как оказалось, тоже попал в Дулаг-121. Мама собрала самые дорогие вещи в доме, договорилась с конвоирами и каким-то чудом «выкупила» его.
Папа был неплохим механиком, ремонтировал часы. Тем и жили. К нему многие обращались, даже немцы. Расплачивались чаще продуктами, но иногда и марками, и советскими рублями, даже карбованцами украинскими.
А вот евреев и коммунистов оккупанты не жаловали с самого начала. Рядом с нами по соседству жили две сестры-еврейки. Их выдал полицай, который проживал во второй половине нашего дома. Девушек увели, и больше мы их никогда не видели.
Отношение к местному населению у немцев изменилось после поражения под Москвой. И чем хуже шли их дела на фронте, тем безжалостнее они к нам относились. Даже детей не жалели.
Помню, как-то играли во дворе. Вдруг вбегают мама с бабушкой, хватают меня, сестру, брата и волокут в огород. Там разбрасывают бурт заготовленной на зиму картошки, кладут нас вместо неё, накрывают какими-то досками и снова засыпают картошкой. При этом строго-настрого наказывают быть тише воды, ниже травы. Через какое-то время слышим голоса рядом, мужской и женский. А брату маленькому невмоготу, вот-вот заревёт. Так мы ему рот какой-то тряпкой зажали и лежим, не дышим. Вскоре нас мама «освободила». Оказалось, кто-то из соседей предупредил её, что немцы вместе с полицаями отлавливают по городу малых детей. Зачем — никто не знал. Вот мама и спрятала нас от греха подальше. И вовремя, потому что сосед-полицай за нами приходил. Но мама сказала, что отправила нас в деревню. После этого несколько дней из дому на улицу носа не показывали, пока всё не утихло.
Подполье и немецкое рабство
Следующий блок экспозиции рассказывает о гомельских патриотах-подпольщиках. Многие знают об их героических подвигах: взрыве дома, где шло собрание гитлеровских офицеров, подрыве электростанции, диверсиях на железной дороге и в железнодорожных мастерских. Меньше известна их агитационная детяльность, как до населения доносилось истинное положение дел на фронтах.
— Ведь в оккупации самое страшное — неизвестность, — поясняет работник музея. — Немцы в шапку не дремали, старались убедить местное население, что они пришли всерьёз и надолго. Врали, что и Москву уже взяли, что Красная армия полностью разгромлена, а Сталин и всё советское руководство за Урал сбежало. С позиций сегодняшнего дня даже трудно представить тот информационный вакуум, в котором оказались люди, оставшиеся на оккупированной территории. По большому счёту, не верить фашистской пропаганде у населения причин не было. Ведь один миф советской пропаганды захватчики уже развеяли. О том, что Красная армия быстро разобьёт любого врага на его же территории. А немцы за три месяца с боями от Белостока почти до Москвы дошли.
Площадь Ленина после освобождения.
Вспоминает Инна Яковлева:
— Папа, когда из лагеря вернулся, тоже иногда недобрым словом о советской власти отзывался. Вот, мол, драпанули, а народу что делать? Куда ни глянь — всюду немцы со своими порядками. За нарушение которых одно наказание — расстрел. Так что выживали, кто как мог. И семьи ведь кормить надо было, и детей растить, и за стариками ухаживать. Не ложиться же живыми в могилу. Мой отец и немцам часы чинил, и с полицаем-соседом в неплохих отношениях был. Только не спасло нас это от немецкой каторги…
Когда в городе стали листовки появляться, где говорилось, что немцев от Москвы отогнали и Красная армия наступает, настроение у народа поменялось. Уже тогда многие стали верить, что наши вернутся. Папа тоже приободрился. И не только он. Со временем люди поняли, что если немцы и полицаи лютовать начинают, значит, дела их на фронте — швах! А лютовали они всё чаще.
Осенью 1943 года из листовок подпольщиков мы уже знали, что, разбив немцев под Курском, наши войска освобождают один город за другим. И фронт всё ближе к Гомелю подбирается. Вскоре опять начались бомбардировки. На этот раз город «утюжили» уже самолёты с красными звёздами на крыльях.
В один из октябрьских дней к нам в дом ворвались немцы и приказали собираться. Брать разрешили только самое необходимое. Сгрузили вещи на самодельные салазки, вышли на улицу, а там народу — как на демонстрации. Всех пригнали в центр города, мужчин отвели в одну сторону, женщин и детей — в другую. Так мы снова расстались с отцом.
Нашу колонну, которая по пути пополнялась новыми людьми, повели в сторону Речицы. Идти по размытой осенними дождями дороге, да ещё тащить за собой санки с вещами было трудно. Но отставать тоже было нельзя. Всех, кто не мог идти, конвоиры пристреливали на месте. Вместе с нами по дороге двигались отступавшие немецкие части.
Мы сначала понять не могли, с чего это они на машинах, а плетутся вместе с нами вперемежку. Всё стало ясно, когда над дорогой появилось несколько советских самолётов. Они пролетели буквально над нашими головами. Не решились лётчики своих бомбить, а немцы этим пользовались…
Инна Яковлева (в центре) с братом и сестрой. Германия, 1945 год.
Вспоминая тот скорбный путь в Германию, Инна Петровна и сейчас с трудом сдерживает слёзы. Ведь несколько раз она, совсем девчонка, оказывалась на волосок от смерти.
В чужой стране почти два года батрачила с мамой, братом и сестрой на зажиточного немецкого крестьянина. К русским рабам ХХ века он относился сносно, даже сочувственно. Что до сих пор не даёт ей покоя. Как могут одни и те же люди быть сочувственными и даже добрыми, а, надев солдатскую шинель, превращаться в зверей в человеческом обличье? Пока ответ только один: это самый обыкновенный фашизм.
Выставка «829 дней» работает до 1 декабря. Стоимость входного билета: взрослые – 3 рубля, школьники – 2 рубля.
Автор: Александр Евсеенко. Фото Вячеслава Коломийца, из фондов музея и архива Инны Яковлевой.