Найти тему
Капитал страны

«Вредное» мясо и продовольственная безопасность России

Оглавление

Конфликты между внутренним и иностранным производителем на российском рынке мяса возникают периодически. Каковы истинные причины этих конфликтов и как лоббируют свои интересы производители?

Не секрет, что различные ограничения, о которых время от времени объявляет "Роспотребнадзор", продиктованы не столько заботой о здоровье россиян, сколько политическими и экономическими обстоятельствами.

Какую роль играет сокращение импорта в поддержке отечественных мясо-производителей? Смогут ли россияне обойтись без заграничного мяса? Какие меры помогут обеспечить "мясную" безопасность России? Давайте разберемся в этих вопросах.

Россия сидит на "мясной игле"

О том, как сильно неконтролируемый импорт влияет на состояние отечественного производства, свидетельствует печальный опыт 90-х годов. Тогда аграрный сектор российской экономики был почти полностью разрушен в результате реформ и "передела собственности". А уцелевшие остатки аграрного бизнеса были буквально сметены волной дешевого импортного продовольствия. Страна получала так называемые связанные кредиты на покупку продовольствия по завышенным ценам, целевые кредиты от МВФ на приобретение продуктов питания, гуманитарную помощь и т.д. Кроме того, в течение пяти лет – с 1992 по 1997 годы – в России вовсе не действовали пошлины на импорт американской курятины.

При этом зарубежные поставщики извлекали двойную выгоду. С одной стороны, они получали возможность реализовать излишки или отходы своего производства. Известно ведь, например, что "ножки Буша" американцы не покупали, предпочитая им более диетические грудки и крылышки. С другой стороны, поставки продовольствия по демпинговым ценам "добивали" российских производителей, обеспечивая, таким образом, и будущий спрос на импортную продукцию.

Рост объемов импорта был обусловлен сразу несколькими факторами. Помимо нехватки продовольствия ему способствовало и укрепление курса рубля: номинированные в долларах товары "дешевели", что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды. Кроме того, импортное мясо из-за своей унифицированности и однообразия вкуса и качества до сих пор пользуется большей популярностью у мясопереработчиков, чем отечественная продукция, гораздо менее предсказуемая в этом отношении. При этом объемы мясоперерабатывающей отрасли весьма внушительные: примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, еще 20% идет на производство полуфабрикатов и консервов.

Немаловажную роль сыграла и позиция российского правительства, которое в вопросах регулирования импорта руководствовалось скорее политическими, чем экономическими соображениями.

В результате с 2000 г. по 2007 г. общий объем импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился в 2,9 раза. Наиболее высокой долей импортной продукции характеризуются рынки мяса и молока. В 2008 году Россия импортировала около 1,5 млн. тонн говядины и свинины и примерно 1 млн. тонн мяса птицы. Общая доля импортного мяса на российском рынке составляла около 32%.

-2

Сокращение импорта – необходимая мера для развития отечественного животноводства

Первые попытки защитить российский рынок от импорта были предприняты в начале 2000 годов. Дефолт 1998 года сделал импорт невыгодным и, таким образом, помог возрождению отечественного Агропрома, послужив толчком для инвестиций в сельское хозяйство. Фирмы, которые с начала 1990-х ввозили мясо в страну и заработали на этом приличные капиталы, начали вкладывать деньги в собственное производство. Производство мяса стало расти, а вместе с ним начала крепнуть идея о необходимости защиты рынка от импорта, тем более, что эффект дефолта постепенно сходил на нет. Идею защиты отечественного мясного рынка сформировал бизнес, а не правительство. Предельно упрощая, можно сказать, что было два лобби – производителей и импортеров. Производители действовали через Минсельхоз, импортеры – через Минэкономразвитие и Минфин. Одни апеллировали к патриотизму и национальной продовольственной безопасности, другие – к идее свободного рынка и доступных цен для потребителей.

Система квот: политика или экономика?

Квоты на импорт мяса впервые были введены в России в 2003 году. Эта система предусматривала, что в рамках квоты продукцию ввозят по одним пошлинам, а сверх разрешенной квоты – по другим, более высоким. Сначала решения об объеме квот принимались правительством ежегодно, что создавало для инвесторов слишком короткий горизонт планирования. Импорт замирал с января по апрель, пока шло чиновничье оформление бумаг. Лишь в 2006 году было решено установить квоты сразу до 2009 года.

Решение о квотах на 2003-2009 гг. принималось в рамках перспективы вступления России в ВТО. Поэтому размер квот определяется с учетом не только наполнения рынка и формирования цены, но и политических отношений с той или иной страной. Квоты распределяются между импортерами по "историческому принципу", то есть пропорционально фактическим объемам ввозимой ими продукции в предшествующий период. При этом доли стран-экспортеров были жестко закреплены. Такая политизированная система была не очень выгодна с экономической точки зрения, поскольку не допускала на рынок новых поставщиков и вынуждала импортеров покупать "там, где положено", а не там, где дешевле.

И размер квот, и их разверстка по странам не столько апеллировали к экономическим доводам, сколько были попыткой задобрить наиболее влиятельных членов ВТО, определяющих решение о вступлении нашей страны в эту организацию. В протоколе о намерениях вступления в ВТО была зафиксирована решающая доля импорта мяса, особенно мяса птицы, из США. Вне зависимости от размера квоты на ввоз мяса птицы, доля США в импорте на российский рынок составляла порядка 75%.

В изначальных документах, подписанных в разгар прорыва в ВТО, была заложена идея роста квот и снижения сверхквотных тарифов. Действительно, в 2003-2008 гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот сокращались. То есть по квотам можно было ввозить все больше, а сверх квот – все дешевле. Например, квота на свежую говядину составляла в 2003 г. 11,5 тыс. тонн, а в 2006 г. – уже 27,8 тыс. тонн. На мороженую говядину квота выросла в 2003-2006 гг. с 315 до 435 тыс. тонн. За этот же период пошлина на импорт говядины сверх квоты сократилась с 60% до 40%. Квота на свинину за 2003-2006 гг. выросла с 337,5 тыс. тонн до 476,1 тыс. тонн, а пошлина сверх квоты снизилась с 80% до 60%. В 2007 г. квоты снова были повышены, составив на ввоз свежей и мороженой говядины 468,3 тыс. тонн, свинины - 484,8 тыс. тонн.

Курс на импортозамещение

Этот тренд впервые был сломлен в 2009 г. – квоты на импорт мяса впервые за пять лет были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены. Так, квота на ввоз птицы уменьшилась на 300 тыс. тонн – до 952 тыс. В 2010 году квота на мясо птицы составляла 780 тыс. тонн, из них 600 тыс. тонн приходилось на долю США.

Общая доля импорта в мясных ресурсах в 2010 году снизилась до 22,3% против 25,2% в 2009 году и 31,7% в 2008 году. В 2011 году доля импорта уменьшилась до 20,2%, а в 2012 году - до 18,1%.

Помимо сокращения квот, начиная с 1 января 2009 года, значительно повысились ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставка пошлины на ввоз свинины повысилась до 75%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повысилась до 95% против заложенных изначально 40%, выйдя фактически на запретительный уровень. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины была снижена до 30%, что было связано с дефицитностью этого вида мяса.

О необходимости ежегодного сокращения квот на импорт по мере наращивания собственного производства заявляли представители Мясного союза России. В противном случае, по их оценкам, страна уже к 2010-2011 гг. могла бы столкнуться с проблемой излишков мяса.

Как ограничить импорт?

Формально протекционизм противоречит идеологии ВТО, тем не менее, политику ограничения импорта для поддержки собственных производителей практикуют многие страны. При этом, чтобы не обострять отношения со странами-экспортерами, используются различные "скрытые рычаги": от потребительского спроса до ветеринарного и таможенного контроля. С одной стороны, потребителям пропагандируют достоинства отечественной продукции, с другой – под различными предлогами ограничивают импорт.

"Ветеринарные" ограничения – одни из самых популярных. Так, США уже несколько лет отказываются налаживать поставки мяса из Бразилии под предлогом, что оно не соответствует американским требованиям по ветеринарной сертификации. И это при том, что бразильские заводы по производству и переработке мяса многие эксперты считают одними из лучших в мире.

Запрет на обработку мяса хлором был использован странами ЕС для того, чтобы ограничить доступ американской курятины на европейский рынок еще в 1997 году. В 2008 году Еврокомиссия предложила снять запрет, ссылаясь на Европейское агентство по продовольственной безопасности. Оно заключило, что обработанное хлором мясо на самом деле не представляет опасности для здоровья. Однако правительства стран ЕС отвергли это предложение, прибегнув к довольно хитрым формулировкам. Например, заявили, что при потреблении обеззараженного хлором мяса "нет безусловных доказательств отсутствия вреда".

Чье лобби сильнее?

Вокруг правил импорта ведется непрерывная борьба. Понятно, что интересы внутренних производителей прямо противоположны интересам зарубежных экспортеров. При этом последние в погоне за выгодой часто прибегают к всевозможным махинациям. Так, например, польские производители собирают свинину, откуда только можно, причем не из самых безопасных мест, и дают продукции свой сертификат. Потом эта свинина отправляется в Россию. Победа в этом противоборстве во многом определяется силой аграрного лобби соответствующих стран. И здесь, к сожалению, сравнение не в пользу России.

В США аграрный лоббизм не является делом отдельных компаний или исключительно Министерства сельского хозяйства, он пронизывает все структуры – от Министра иностранных дел до президента страны все защищают своего сельхозпроизводителя.

В нашей стране главной и единственной лоббистской структурой является Минсельхоз. На встрече президента с олигархами вопросы сельского хозяйства не обсуждаются. Производители мяса стали создавать отраслевые союзы и ассоциации, чтобы их услышали. Птицеводы имеют один союз (Росптицесоюз), животноводы – четыре (Мясной союз России, Национальная мясная ассоциация, Росживотноводсоюз и Россвинпром). Часто создание союза является инициативой крупного игрока для решения задач собственного бизнеса. Именно "снизу" продавливалась идея защиты отечественных производителей мяса, в том числе с помощью квот на импорт. О выходе же российских производителей на внешние рынки пока говорить не приходится.

Ограничение импорта и дотации

Ограничение импорта – мера для России необходимая. В Европе сельское хозяйство субсидируется на 200 миллиардов евро в год. Благодаря этому европейцы могут продавать свою продукцию дешевле. В России дотации на агропромышленный сектор одни из самых низких в мире – на уровне 150 миллиардов рублей. Поэтому российским производителям фактически приходится конкурировать не с отдельными компаниями, а с бюджетом Европы. Ограничение импорта, таким образом, представляет собой альтернативу дотациям. И то, и другое должно поддержать животноводство, которое является одной самых затратных и уязвимых отраслей сельского хозяйства, поскольку имеет очень долгий срок окупаемости.

Хотя в краткосрочном периоде ограничение импорта может привести к росту цен на мясо, но в перспективе поможет увеличить его производство благодаря сокращению сроков окупаемости.

Таможенно-тарифное регулирование следует постоянно корректировать, чутко следя за рыночными тенденциями. При квотировании необходимо учитывать не только все виды мяса и мясной продукции, но и ввоз живой птицы, свиней и коров. Примером тут является Бельгия, где специальный комитет производит корректировку экспорта-импорта еженедельно.

Однако поддержку сельского хозяйства нельзя ограничивать лишь протекционистскими мерами. Дотации государства все равно необходимы для развития инфраструктуры, без которой немыслимо животноводство, а также для сбалансированного развития сопутствующих предприятий – в случае животноводства это комплексы для убоя, разделки, фасовки и упаковки мяса. Об эффективности господдержки в виде субсидий и дотаций, говорит тот факт, что благодаря субсидированию правительством внутреннего производства свинины, импорт этой продукции упал на 15%.

-3

Перспективы отечественного животноводства

На сегодняшний день в животноводческой отрасли лучше всего обстоят дела в птицеводстве. Благодаря сравнительно быстрой окупаемости этот сектор развивается быстрее остальных. На втором месте свиноводство, где окупаемость составляет 5-7 лет. Что же касается крупного рогатого скота, то его поголовье продолжает сокращаться. Длительный срок окупаемости производства говядины – 10 лет – делает этот сегмент наименее привлекательным для инвесторов.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности России, принятой 1 февраля 2010 года, потребность россиян в мясе отечественный производитель должен обеспечивать на 80%.

-4