Сокращение блокадной нормы хлеба - самое страшное событие 20 ноября 1941 года. С этого дня в окруженном Ленинграде хлебный паек весил всего 125 граммов. Этот шаг стоил 50 тыс. жизней.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Хлебные карточки действовали уже с июля и предполагали достаточно щедрый паек: 800 граммов рабочим, 600 - служащим, 400 - иждивенцам и детям. Эта норма держалась до конца первого блокадного месяца.
С 1 октября паек пришлось урезать. После пожара на Бадаевских складах, где хранились продовольственные запасы Ленинграда, муки оставалось на 35 дней. И она подошла к концу. Октябрьская норма: 400 граммов хлеба рабочим, по 200 - служащим, иждивенцам и детям. Но и она потом покажется царской.
С 20 ноября по 25 декабря в Ленинграде выдавали самый крошечный паек. Страшные цифры выглядели так: 250 граммов хлеба рабочим, всем остальным - 125 граммов. Да и не хлеб это уже был. В условиях острого дефицита сырья пекари использовали жмых, отруби, целлюлозу, сосновую кору и обойную пыль.
Суточный расход муки с примесями в Ленинграде в ноябре-декабре 1941 года составлял 510 тонн - этот минимум за все годы блокады. Практически никакой питательной ценности такой хлеб не представлял. Целлюлоза применялась для увеличения объема и не переваривалась организмом. Как результат - резкий скачок количества погибших от голода. В декабре 1941 года в Ленинграде умерло 50 тыс. человек.
Хлебные карточки оказались дороже денег. Их сначала восстанавливали при утере, но потом власти ввели запрет, так как многие имитировали потерю карточек для получения двойного пайка. Карточки воровали и отнимали у детей, пришедших в булочные. Их приходилось беречь как зеницу ока.
Постоянно менялся и учет карточек. К декабрю 1941 года горожан прикрепили к магазинам, их карточки проштамповывали печатями этой торговой точки. Это позволило хотя бы примерно рассчитывать норму хлеба, которую необходимо завезти в каждый магазин.
Паек был увеличен только 25 декабря 1941 года. Он подрос до 200 граммов для иждивенцев и 350 граммов - для рабочих. Блокадники вспоминали, что в этот день плакали в магазинах от счастья. Но дистрофия, голод и холод все еще добивали ленинградцев. В январе и феврале в городе умерло 200 тыс. человек. Их не спасли блюда, в отчаянии придуманные блокадниками: дрожжевой суп, студень из столярного клея.
Читайте также:
Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет
Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса