Найти тему
mediametrics

Законы успешного спектакля

Оглавление

Культура

Роман Самгин, режиссёр театра и кино

Что такое Ленком?

В моём представлении Ленком – это просто суперпрофессиональный, успешный зрительский театр, который возглавлял долгие годы и продолжает возглавлять Марк Анатольевич Захаров, который просто суперпрофессиональный человек, который знает, как сделать так, чтобы люди пришли, купили билеты и ушли довольные. Позвонили друзьям и сказали: «Идите, ещё купите быстро билеты».

Он говорил режиссерской группе: «Никогда не женитесь на артистках, никогда».

Его спрашивали: «А на ком тогда?» Он думал, а потом говорил: «На театроведках лучше. Они такие спокойные».

Почему Самгин

Я когда работал актёром в театре Ленком, репетировал главную роль в пьесе Нины Садур «Брат Чичиков», меня вызвал художественный руководитель театра и сказал: «Роман Савельевич, Вы знаете, с фамилией Шульман не очень хорошо играть у нас, в России, главную роль. Давайте мы Вам придумаем псевдоним».

Потом я пришёл к Марку Анатольевичу, сказал: «Самгин – хорошая?» Он говорит: «Замечательная». Так я стал на всю жизнь Самгин.

Постановки

Я понимал с самого начала, что лучше быть режиссёром, потому что это был конец советского времени, я видел режиссёров, они жили в хороших квартирах в центре города, они были частью номенклатуры.

Я работаю в репертуарном театре и больше работаю в антрепризном, в коммерческом театре. Скажу, почему в антрепризе. Иногда я хожу в кинематограф или телевидение. Там я чувствую себя не очень уверенно, несмотря на то, что уже и полный метр снял два года назад. В театре я знаю правила настолько хорошо, что могу их нарушать свободно и делать вид, как будто правил никаких нет. А в кино всё-таки я всегда думаю: правильно так сделать или неправильно, того удовольствия и той свободы, когда репетирую в театре, у меня нет.

Сцена из спектакля "Эта прекрасная жизнь" в Театре им. Пушкина.  Режиссёр: Роман Самгин. Актёры: Игорь Бочкин, Елена Яковлева, Ольга Волкова, Ирина Бякова, Ирина Петрова, Олег Пышненко, Артем Ешкин, Сергей Кудряшов, Анастасия Мытражик, Николай Кисличенко, Кирилл Чернышенко
Сцена из спектакля "Эта прекрасная жизнь" в Театре им. Пушкина. Режиссёр: Роман Самгин. Актёры: Игорь Бочкин, Елена Яковлева, Ольга Волкова, Ирина Бякова, Ирина Петрова, Олег Пышненко, Артем Ешкин, Сергей Кудряшов, Анастасия Мытражик, Николай Кисличенко, Кирилл Чернышенко

Закон успешного спектакля

Мы рассказываем интересную веселую историю, где есть, над чем людям посмеяться, и есть, кого пожалеть обязательно. Это закон успешного зрительского кино или спектакля. Русский театр – это когда смеёмся, смеёмся, смеёмся, а в конце обязательно хотим пожалеть. Поэтому у нас специфическая российская аудитория. У нас не очень хорошо чёрные комедии смотрят почему-то, у нас хотят всё равно всплакнуть потом над тяжёлой судьбой персонажей.

Если спектакль не пошёл, я не буду говорить, что он хороший, а зритель не понимает. Это значит, мы что-то не угадали, не попали, не доделали.

Я так скажу, что процентов 85 спектаклей успешны. Я могу насчитать четыре-пять названий, которые не пошли или сошли рано. В основном всё, что я начал ставить с 1998-го, до сих пор идёт. Идут до сих пор «Славянские безумства» в театре на Малой Бронной. Идёт в театре имени Акимова в Петербурге уже 15 лет «Слишком женатый таксист» Куни. Идут в театре Пушкина «Доходное место», «Эта прекрасная жизнь». В художественном театре идёт «Спящий принц».

Ну, и антрепризные тоже идут, «Лес» с Ароновой, «Пигмалион» с Олесей Железняк, идут долгие годы многие спектакли и в других городах.

Главное, что в антрепризе я получаю авторские за спектакли, чего в репертуарном театре нам, режиссёрам, никак не добиться, хотя все хотят. Антрепризные приносят доход.

Басиния Шульман и Михаил Довженко, авторы программы «Короткие волны» на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на mediametrics.ru

-3