Культура
Роман Самгин, режиссёр театра и кино
Что такое Ленком?
В моём представлении Ленком – это просто суперпрофессиональный, успешный зрительский театр, который возглавлял долгие годы и продолжает возглавлять Марк Анатольевич Захаров, который просто суперпрофессиональный человек, который знает, как сделать так, чтобы люди пришли, купили билеты и ушли довольные. Позвонили друзьям и сказали: «Идите, ещё купите быстро билеты».
Он говорил режиссерской группе: «Никогда не женитесь на артистках, никогда».
Его спрашивали: «А на ком тогда?» Он думал, а потом говорил: «На театроведках лучше. Они такие спокойные».
Почему Самгин
Я когда работал актёром в театре Ленком, репетировал главную роль в пьесе Нины Садур «Брат Чичиков», меня вызвал художественный руководитель театра и сказал: «Роман Савельевич, Вы знаете, с фамилией Шульман не очень хорошо играть у нас, в России, главную роль. Давайте мы Вам придумаем псевдоним».
Потом я пришёл к Марку Анатольевичу, сказал: «Самгин – хорошая?» Он говорит: «Замечательная». Так я стал на всю жизнь Самгин.
Постановки
Я понимал с самого начала, что лучше быть режиссёром, потому что это был конец советского времени, я видел режиссёров, они жили в хороших квартирах в центре города, они были частью номенклатуры.
Я работаю в репертуарном театре и больше работаю в антрепризном, в коммерческом театре. Скажу, почему в антрепризе. Иногда я хожу в кинематограф или телевидение. Там я чувствую себя не очень уверенно, несмотря на то, что уже и полный метр снял два года назад. В театре я знаю правила настолько хорошо, что могу их нарушать свободно и делать вид, как будто правил никаких нет. А в кино всё-таки я всегда думаю: правильно так сделать или неправильно, того удовольствия и той свободы, когда репетирую в театре, у меня нет.
Закон успешного спектакля
Мы рассказываем интересную веселую историю, где есть, над чем людям посмеяться, и есть, кого пожалеть обязательно. Это закон успешного зрительского кино или спектакля. Русский театр – это когда смеёмся, смеёмся, смеёмся, а в конце обязательно хотим пожалеть. Поэтому у нас специфическая российская аудитория. У нас не очень хорошо чёрные комедии смотрят почему-то, у нас хотят всё равно всплакнуть потом над тяжёлой судьбой персонажей.
Если спектакль не пошёл, я не буду говорить, что он хороший, а зритель не понимает. Это значит, мы что-то не угадали, не попали, не доделали.
Я так скажу, что процентов 85 спектаклей успешны. Я могу насчитать четыре-пять названий, которые не пошли или сошли рано. В основном всё, что я начал ставить с 1998-го, до сих пор идёт. Идут до сих пор «Славянские безумства» в театре на Малой Бронной. Идёт в театре имени Акимова в Петербурге уже 15 лет «Слишком женатый таксист» Куни. Идут в театре Пушкина «Доходное место», «Эта прекрасная жизнь». В художественном театре идёт «Спящий принц».
Ну, и антрепризные тоже идут, «Лес» с Ароновой, «Пигмалион» с Олесей Железняк, идут долгие годы многие спектакли и в других городах.
Главное, что в антрепризе я получаю авторские за спектакли, чего в репертуарном театре нам, режиссёрам, никак не добиться, хотя все хотят. Антрепризные приносят доход.
Басиния Шульман и Михаил Довженко, авторы программы «Короткие волны» на Радио Медиаметрикс
Полный текст интервью на mediametrics.ru