Технологический прогресс меняет мир вокруг и изменяет правила игры во всех сферах. Скорость этих изменений существенно возросла в сравнении с аналогичными процессами, скажем, 50 (или даже 20) лет назад.
Особенно быстро происходят изменения в прикладных знаниях (вузы не успевают менять программы и вводить новые профессии под новые потребности бизнеса и технологии, уже внедряемые в нашей стране, в т.ч. в рамках программы “Цифровая экономика РФ”).
Сейчас темп устаревания профессии сократился, при этом механизм, обеспечивающий замену устаревшей профессии и появление новой (под запрос бизнеса или ввиду присутствия новой технологии - программного обеспечения) не сформировался.
Как происходит устаревание. При чем тут бизнес?
Процесс устаревания профессии происходит благодаря оптимизации и сокращения издержек на ту или иную операцию/технологическую цепочку в рамках углубления уровня разделения труда.
Так, функционал менеджера по персоналу можно условно разделить на 3 блока: обзвон, проведение отбора (интервью, собеседование, деловая игра и пр.) и адаптация персонала (в т.ч. школа талантов с различными вариантами индивидуальных планов развития сотрудников).
И далее, каждый блок вверяется соответствующему подразделению (например, рекрутинговый отдел, отдел по подбору и адаптации персоналом и т.д.). После чего в рамках каждого подразделения (когда дальнейшее дробление стало невозможно на более простые процедуры и операции) внедрялись новые инструменты, увеличивающие эффективность каждой простой операции и процедуры.
Сегодня на смену рекрутерам пришли чат-боты, программы, занимающиеся обзвоном кандидатов с целью их интервьюирования и т.д. Так как в данном процессе человеческий фактор (настроение, усталость, жажда и пр) исключен, это способствует формированию большего числа кандидатов, что в свою очередь (при равнозначном качестве проработки последующих уровней) будет способствовать увеличению конверсии (большее число кандидатов, которым компания готова сделать предложение о работе), и, как следствие большей эффективности. Так как процедура внутри блока была изменена (ввиду внедрения новой технологии), очевидно, что возникла потребность в новой “профессии”, которая бы обеспечивала обслуживание внедренной технологии, корректированию ее работы в случае необходимости, отслеживанию ключевых показателей и дальнейшим совершенствованием данной технологии с целью оптимизации процесса и увеличением его эффективности. Что это за профессия, какими качествами должен обладать кандидат, претендующий на данную вакансию, на что должен быть направлен фокус внимания в данной профессии, какие навыки и компетенции необходимы кандидату для успешного выполнения своих обязанностей в рамках новой профессии. Именно эти вопросы задают себе наши заказчики (подробнее тут), обращаясь в “Траекторию Будущего”.
Процесс усовершенствования технологий- непрерывный процесс, поэтому от человека требуется постоянное развитие навыков и повышения уровня компетенций - непрерывное совершенствование soft-skills.
Именно по причине быстрой смены технологий срок жизни профессий сокращается. И если профессия бухгалтер на рынке труда существует далеко не первое столетие, то современные профессии, едва достигнув 30 - летия уже готовы исчезнуть.
- Так, первое упоминание о копирайтере случилось в 30-х годах 20 века, однако широкое распространение и потребность сформировались в 90-00 годах (когда наличие интернета с хорошим качеством стали не роскошью, а средством “передвижения”).
Благодаря Big Data компьютерные боты уже сейчас могут составлять тексты среднего качества на любые темы, используя базовые синтаксические конструкции. Согласно Атласу новых профессий (исследования о профессиях будущего кроме от международной рекрутинговой компанией Hays,доступно по ссылке) - профессия копирайтер исчезнут с рынка труда до 2030 года.
- Турагент - появился в конце 19 века. В России профессия турагент приобрела популярность в 90-х года прошлого века (читать подробнее). В эпоху Интернета все сильнее развивается тренд индивидуального и спонтанного отдыха. Люди все больше привыкают к независимому персонализированному отдыху, который они с легкостью могут усроить своими силами – одинаковыми турами уже никого не удивить. Профессия турагента останется актуальной только в элитном сегменте, где ценится именно работа с индивидуальным клиентом, а не машинная подборка предложения.
Под воздействием социальных и технических тенденций изменений рынка труда могут появляться качественно новые профессии под новые задачи (например, когда-то такими стали космонавты, операторы, IT-специалисты и т.д.) или же благодаря новому решению старой задачи, которое либо выводит существующую профессию на «пенсию» или же создает почву для появления новых специалистов.
По мнению многих экспертов, справиться с изменениями экономики поможет развитие так называемых надпрофессиональных навыков (soft skills).
К таковым относится: системное мышление, программирование и робототехника, навыки художественного творчества и др.
Эти навыки помогут повысить конкурентоспособность в своей отрасли, смягчить переход из одной профессии в другую, оставаясь востребованным и современным специалистом, при этом соответствуя нуждам развивающегося рынка.
Агентство “Траектория Будущего” понимает важность развития soft-skills для цифрового общества, именно поэтому нашей ключевой особенностью и уникальной компетенцией является работа с новыми междисциплинарными профессиями, которым еще не обучают в вузах. Это позволяет нам успешно формировать команды из молодых специалистов нового типа, сочетающих профессиональные компетенции с развитыми навыками коммуникации и творческим подходом к работе.
Агентство “Траектория Будущего” является проводником между потребностями общества и помогает не только ввести инновацию в действующие процессы, но и оформиться профессии будущего в настоящем.