Дорогой читатель и уважаемый подписчик канала,
благодарим за то, что зашли на очередную страничку нашего "журнала". Надеемся, как и всегда, Вы получите заряд положительных эмоций, наполните душу красотой, так необходимой в сегодняшнем мире, или просто оцените нашу работу. Небольшой коллектив старается создать настроение, мы работаем именно для Вас.
Итак..., Хочется спросить, на Ваш взгляд кто в Париже больше остальных любил балет? Уверены, безошибочно назовете имя знаменитого на весь мир художника: безусловно, Эдгар Дега. Он прожил интересную жизнь, и, к слову, для своего скверного характера был чрезвычайно популярен. Но обо всем по порядку, начнем с раннего детства.
Становление
Родился будущий творец в богатой семье де Га (и нет, это не опечатка – Эдгар будет писать фамилию слитно позже, став достаточно взрослым, под влиянием социалистических движений). Он был прилежным сыном и проводил безоблачное детство в семье аристократов. Так продолжалось до тринадцати лет, пока юноша не теряет мать. Это был сильный удар для дарования, ведь мальчик был очень близок с нею.
В это же время проявляется талант к рисованию, и, будучи еще не оперенным юнцом, Эдгар вплотную интересуется живописью.
Отец, было, попытался наставить сына на «истинный» путь юриспруденции, но парень не проявлял особого интереса к умным книжкам о законах и правах, а обеспеченность семьи позволяла ему просто творить, не заботясь о выживании.
Здесь и формируется одна из главных черт юного художника. Ему нет нужды продавать картины, он оттачивает их «до совершенства» в погоне за идеальной формой и содержанием. В дальнейшем, критики в один голос будут говорить, что это стремление сводило художника с ума, и он замазывал картины буквально до дыр.
В двадцать лет Дега идет учиться «мастерству» к известному на то время художнику Луи Ламоту. Выбор пал не случайно. Когда Эдгар был несмышленым пацаном, ему довелось увидеть великого Жана Огюста Доминика Энгра.
Мастер произвел на несмышленыша колоссальное впечатление, навсегда оставив свой образ в сердце будущего художника. Ирония судьбы заключалась в том, что Ламот был учеником уже очень старого Энгра. Неизвестно знал ли об этом Дега, но трудно предположить, что случайности не случайны.
Ровно через год ученичества, Дега встретился с самим Энгра. Естественно, это дало огромную порцию вдохновения в топку творчества юного художника. Помимо творчества старого мастера, Эдгар интересуется и итальянскими классиками эпохи Возрождения. Наличие родственников по линии отца в Италии, позволяет творцу посещать Лувр, и набираться опыта, рассматривая картины прославленных мастеров.
Время неумолимо движется и в шестидесятых годах, вдоволь вдохновившись, Дега организует собственную мастерскую, где продолжает творить. Вектор развития его работ разделился на два основных направления. С одной стороны, это портреты, персонажами которых, зачастую становились члены его семьи. Второй стороной его творчества стали исторические полотна.
О них стоит поговорить чуть поподробнее, ведь, именно на них делал основную ставку Эдгар, желая прославиться. Отличавшиеся масштабом, они сочетали в себе колоссальную любовь к деталям, но при этом были катастрофически не достоверны с исторической точки зрения.
К примеру, в картине «Упражнения юных спартанцев» все фигуры и обстановка соответствовали «классическому духу Пуссена», а вот лица у персонажей были типичных французских стиляг того времени. Это создавало парадокс, от которого у тех, кто хоть чуть-чуть знаком с уроками живописи могла закружиться голова.
Что касается портретов, то Эдгар, вдохновившись классиками Италии, пробует написать групповой портрет семьи Беллели. Начав работу в 1860, он заканчивает ее только через два года.
На первый взгляд эта, ни чем не примечательная картина, произвела самую настоящую революцию. Попробуем понять почему?
Первое, что отличает ее от всех остальных – это любовь к деталям. Множество мелких событий, которые описывают предметы, оживляют этот портрет. Но вишенкой на торте стала чувственность персонажей. Напомним, что во времена Дега уже существовала фотография, и портретная съемка представляла собой большое событие, как и портрет художника. И большинство средних портретистов писали людей, с натуры, как и фотографы.
Однако, хотя им удавалось запечатлеть все «как есть», они не могли до конца передать жизни людей, которых они писали. Здесь и заключается революционный подход Дега. Он создавал ситуационную картину, которая рассказывала лишь один момент в жизни запечатленных людей, при этом картина оставалась именно портретом. На полотне нет ощущения, что кто-то позирует, все выглядят естественно, и их позы, цвета, жесты способны передать характер не хуже личного разговора.
Далее начинается творческий период Дега в шестидесятые годы XIX века. Остановимся на нем подробнее в следующей статье..