Исландский полносервисный перевозчик Icelandair (FI) и местный же лоукостер WOW Air (WW) пришли к пониманию, что для дальнейшего существования им необходимо объединяться.
Большая авиация маленькой страны
Для Исландии с собственным населением в 356 тысяч человек существование даже одного независимого регулярного перевозчика — чудо и повод для гордости. Так, в Литве с 2,8 миллионами жителей есть лишь чартерная Small Planet Airlines (S5).
Как же на таком маленьком рынке могут существовать два игрока, годовой пассажиропоток одного из которых достигает 4,04 миллионов человек (Icelandair), а другого — 2,80 миллионов (WOW Air)? Тем более, что в стране есть всего один аэропорт, рассчитанный на приём магистральных самолётов и обладающий мощным международным терминалом, — Кеблавик (KEF).
При очень слабом внутреннем трафике и в целом небольшом спросе на перевозки в/из Исландии, местные авиакомпании используют удачное местоположение острова на кратчайшем пути между большинством городов Северной Европы и Северной Америки и ориентируются на трансатлантических пассажиров.
Транзитные пассажиры являются и основным источником дохода для туристической отрасли: исландцы традиционно предлагают удлинить стыковочную пересадку между континентами до суток и более, чтобы их клиенты могли посетить основные достопримечательности.
Маленькая монополия посреди океана
5 ноября компании договорились, что Icelandair (отсчитывает историю с 1937 года, национальный перевозчик страны) поглотит своего более молодого (работает с 2011 года) конкурента. 27 ноября это решение одобрило собрание акционеров Icelandair Group, теперь дело за антимонопольными органами Исландии. Удачный исход прекратит жестокую конкуренцию в Кеблавике и ценовые войны на маршрутах, которые у обеих авиакомпаний во многом пересекаются.
Оба бренда продолжат работать автономно согласно своим бизнес-моделям. Объединённая группа сконцентрирует 80% пассажиропотока базового аэропорта и 3,8% всего мирового предложения на трансатлантических направлениях.
Колоссы на кредитных ногах
Обойтись же без такого соглашения конкуренты уже, похоже, не могут.
Icelandair Group наращивает задолженность — валовый показатель превышает 3,5 EBITDA, что становится нарушением условий оферты по необеспеченным облигациям. Это стоило кресла генеральному директору Бьоргольфуру Йоханнссону (Björgólfur Jóhannsson), который ушёл в отставку 27 августа, и с тех пор компания работает со временно исполняющим обязанности Нильсом Богасоном (Bogi Nils Bogason) и настойчиво ищет пути выхода из кризиса.
Основатель и генеральный директор WOW Air Скули Моргенсен (Skúli Mogensen) как типичный современный инноватор скрывает проблемы своего детища более тщательно. Однако уход с маршрутов в Даллас/Форт-Уэрт, Кливленд, Нью-Йорк и Цинциннати в минувшем октябре и грядущий — в январе 2019 года — в Сент-Луис говорит об очень непростом положении компании, которая в преддверии IPO должна быть нацелена на постоянное расширение и генерацию исключительно хороших новостей.
Теперь публичного размещения акций, намеченного на 2020 год, по всей видимости, не будет.
Вторым намёком стала оговорённая цена сделки: WOW Air получит 5,4% акций Icelandair Group в обмен на 100% своих, и никакой наличности, «в соответствии с определёнными условиями, изложенными в соглашении». Детали этих условий пока не известны, но обмен выглядит неравноценным, если не принимать во внимание вероятные долги.
Если у оценённого в 20 раз дороже покупателя их объём уверенно превысил трёхкратную годовую прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации, то можно предположить, что поглощаемый лоукостер — что тоже характерно для современных стартапов — закредитован ещё на порядок выше.