Евнухи могли бы стать несчастными презираемыми изгоями, а проявляли себя могущественными и властными людьми. В Османской империи эти люди были не только смотрителями гаремов, но и невидимыми правителями своего великой страны.
Как рассказывает история, первые евнухи появляются в странах, где распространяется ислам. Причина этого была проста – при наличии нескольких жён, а то и многочленного гарема супруг должен было на кого-либо полагаться, чтобы не терять уверенности в том, что является единственным для своих красавиц. Кроме этого, гаремам требовались охранники. Ни мужчина, ни женщина не смогли бы идеально справиться с этими функциями среди настоящей «женской армии», а вот евнухи не только успешно руководили всеми процессами, что происходили в чертогах гарема, но и добивались немалых привилегий для себя.
Евнухи на службе
Уже в древних текстах рассказывается о том, что у османских султанов бывало до восьмисот евнухов, что составляло значительный отряд. При этом часть из них занималась гаремом, а часть – воевала в составе армии. При этом евнухи ничуть не уступали другим воинам. В старинных текстах отмечается, что оскопление делает мужчину смирным и покорным, однако он не теряет своей работоспособности, а когда ситуация того требует, может проявить смелость и ярость истинного воина. Считалось, что евнухи обладают повышенным стремлением к жестокости. Возможно, это обуславливалось вечной неудовлетворённостью и психологическими муками.
В гареме же евнух обладал и вовсе особенной властью. На уровне с любимыми и старшими жёнами, он мог влиять на решение государственных дел. Нередко евнухи успешно пользовались своим высоким положением. Они не гнушались брать дары от своих просителей, а также совершать доносы султану за отдельное вознаграждение. Таким образом, евнух оказывался надёжным и доверенным служителем, а султан был его верным покровителем, ибо без него оскоплённый стал бы просто изгоем в обществе.
Евнухи как ценный товар
В Османскую империю обычай держать евнухов при гаремах пришёл из Византии. Изначально на должность смотрителя назначались белые евнухи, которыми становились военнопленными. Однако султан Мурад III изменил этот обычай. С периода его правления в гаремы чаще всего помещали эфиопов. Считалось, что если евнух всё же решит поразвлечься с красавицами, чернокожий ребёнок выдаст его и неверную наложницу. Такие страхи неспроста посещали правителей.
Считалось, что при определённом виде оскопления евнух вполне способен к плотским утехам, а порой даже поговаривали, будто и потомство может иметь. Кроме этого, чернокожие юноши легче переносили процесс оскопления. Чаще всего после завершения процедуры человека закапывали в песок по самую шею. В древности верили, что горячая песчаная «ванна» поможет заживлению раны и устранит бактерий в ней.
Поскольку процент смертности среди оскоплённых был достаточно высок, на невольничьих рынках кастраты имели особую ценность. Позволить себе приобрести евнуха мог далеко не каждый. Кроме этого, в Османской империи евнухов делили на три разновидности. У сандалов полностью удалялись все половые органы, они не испытывали ни малейшего интереса к физическим удовольствиям. При этом часто сандалы имели проблемы с мочеиспусканием, из-за чего распространяли неприятный запах. Поэтому в гаремы часто набирали спадонов и тлибий (у первых тестикулы были вырваны, у других – отбиты).
Несмотря на болезненность процедуры, эти евнухи не всегда утрачивали способность к плотской любви. Порой беглые наложницы рассказывали, что в гаремах некоторые из них любили развлечься с молодыми евнухами, которых можно было удовлетворить достаточно изощрёнными способами. При этом отмечалось, что сами евнухи достигали высокого мастерства в любовных ласках.
Вершители судеб
Несмотря на боль и страдание, которые евнухи испытывали во время процесса оскопления, многих из них сложно назвать несчастными жертвами. Они достигали высочайшего положения, а порой даже вершили судьбу Османской империи.
Одним из самых известных подданных султана Сулеймана Великого был Газанфер Ага. Изначально он просто служил своему правителю, а затем решил стать евнухом, чтобы добиться большей власти. Впрочем, есть и более романтичная версия. Согласно ей, Газанфер Ага влюбился в одну из наложниц и, чтобы быть рядом с ней всегда, решил сделать оскопление. Он добился своего, а смотрителем гарема был более трёх десятков лет. Впоследствии молодые правители, сменившие Сулеймана, прислушивались к мнению евнуха и принимали важные решения лишь после его совета.
Не менее властной персоной был и Сюмбюль Ага. Он также имел непосредственное влияние на правителей, участвовал в военных операциях. Когда же евнух был убит, армия османов отомстила за него мальтийцам, после чего остров Крит стал турецким.
Евнух Хаджи Башир Ага был известен как умелый политик и стратег. Он тщательно выбирал людей, назначая их на государственные посты, а потому окружил себя лишь единомышленниками. Известен случай, когда один из визирей упрекнул Хаджи в превышении своих полномочий. После этого место визиря оказалось вакантным.
Эпоху власти евнухов завершил Башир Ага, который стал известен как главный взяточник. За вознаграждение он назначал на государственные должности того, кто щедро оплачивал услугу. Из-за этого в Османской империи началось восстание. Султан приказал казнить Башир Ага. С того времени евнухи перестали допускаться к политике. Однако после распада гаремов и отмены рабства многие из евнухов остались при власти, а потому значительно укрепили своё положение.
Османская империя стала местом, где полномочия евнухов были крайне высоки. Обладая незаурядным умом, многие из них добивались желаемых успехов и почёта. И уж никак нельзя назвать изгоем или несчастным человеком того, кто умело руководил государством, при этом в критический момент принимая нейтральную сторону.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.