Найти тему
Nastasya

Основы фасилитации

При проведении большинства групповых мероприятий (будь то обучение, или проведение встреч), мы сталкиваемся с рядом сложностей: участники спорят, уходят в сторону, теряют нить и интерес к разговору, не выполняют договорённости, которые сами же выработали.

С этим можно совладать, если грамотно выстроить управление процессом обсуждения, то есть модерировать или фасилитировать его.

Давайте разберёмся в понятиях.

Очень часто слова "модерация" и "фасилитация" используют как синонимы. Они действительно схожи, но не идентичны.

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать.

Термин «модерация» произошел от итальянского moderare, что означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность».

Модератор более глубоко погружен в тему обсуждения, более пристально контролирует результаты и опирается на более жесткий план. Фасилитатор скорее выстраивает сам процесс обсуждения, вне зависимости от контента.

В обучении вы можете быть и в роли фасилитатора, поддерживающего дискуссию и выстраивающего конструктивный диалог, и в роли модератора, приводящего группу к определенным выводам, которые вы заранее обдумали.

Мы более подробно будем говорить о фасилитаторе и фасилитации, так как на наш взгляд, обладая навыками фасилитации обсуждения, можно перевести их в нужный контекст.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна:
- в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений;
- когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон;
- тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

Отдельные приёмы фасилитации используются для включения группы в тему занятия и при подведении итогов, рефлексии.

Фасилитатор – нейтральное лицо. Он не заинтересован в победе какой-либо точки зрения. Он создает условия для максимального использования идей, энергии и экспертизы всех участников встречи.

Чтобы выстроить эффективное обсуждение, важно помнить, что принятие решений в группе - зачастую очень дискомфортный процесс. Он требует раскрытия своих мыслей, воспринимается как небезопасный (ведь идеи и высказывания могут раскритиковать другие). Поэтому важно, чтобы был человек, который сможет не включаться в содержание, а обеспечит безопасность и комфорт процесса обсуждения.

Фасилитатор не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль фасилитатора должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Фасилитатор отвечает за эффективную организацию процесса обсуждения, а участники за эффективное обсуждение содержания вопроса.

Он фокусирует свое внимание на том, чтобы все участники стремились к общей цели, решали один и тот же вопрос и использовали один и тот же инструмент.

Дивергентное (расходящееся) мышление – это способность придумать множество оригинальных, разнообразных, и сложных вещей.

Конвергентное (сходящееся) мышление – это способность логически оценить, критиковать и выбрать лучшую идею из списка.

Сама возможность управлять групповым обсуждением строится на особенностях человеческого мышления: дивергенции и конвергенции.

В 1950 году Гилдфорд, в то время президент APA (American Psychological Association), предложил разделить творческую мысль на конвергентное и дивергентное мышление.

Для творчества и выработки новых решений требуются обе эти способности. Дивергентное мышление является существенным для новизны продуктов творчества, тогда как конвергентное мышление необходимо для их применения.

Увы, зачастую групповые обсуждения заканчиваются слишком быстро, на первом очевидном решении. А если такового нет, то группа заходит в тупик. Чаще всего, когда участники начинают генерировать идеи, они концентрируются на том, чтобы высказать свою мысль, а не на том, чтобы услышать чужую. И получается не обсуждение, а битва за идеи. Чтобы начать предлагать новые, неочевидные решения, людям нужно прорваться сквозь устоявшиеся мнения, собственные стереотипы и эмоции. Члены группы должны приложить усилия, чтобы совместить новые разные мысли со своими собственными. Это бывает довольно дискомфортно.

И в этом процессе фасилитатор оказывает поддержку, выстраивает процесс обсуждения и позволяет каждому быть услышанным.

Чтобы группа смогла договориться, важно провести её через несколько стадий:
- ознакомление со спектром точек зрения - дать возможность высказаться всем участникам дискуссии, вовлечь даже тех, кто пытается "тихо отсидеться";
- построение общей платформы взаимопонимания - создать условия для того, чтобы участники смогли выработать общее видение ситуации, создать полную картину, при этом создавая атмосферу безопасности и свободы высказываний;
- выработка взаимоприемлемых решений - помочь участникам найти решения, устраивающие всех;
- завершение дискуссии - структурировать итоги так, чтобы участники понимали способы принятия решений, договорённости по их реализации и свою зону ответственности.

Существует достаточно много техник и приёмов фасилитации:
- техники слушания и побуждения к высказываниям;
- техники визуализации и фиксации обсуждаемого;
- техники управления разными видами дискуссий;
- техники выработки взаимоприемлемых решений и тд.

Более детально о каждой группе техник можно почитать в указанных ниже книгах.

Давайте подведём итоги.
Фасилитация - это не страшный заморский зверь, а необходимое умение любого преподавателя, наставника, руководителя и менеджера.

Ключевая сложность (и требование) в этом процессе - научиться придерживаться нейтральной роли, остановить своё желание внести экспертное мнение и просто управлять процессом обсуждения.

Техник фасилитации много, их нужно знать и тренировать.

Если вы умеете формулировать вопросы, слушать и влиять на групповую динамику, значит, вы легко встроите фасилитацию в свой арсенал приёмов и методов.

Фасилитация требует подготовки от ведущего и некоторой атрибутики (записи, стикеры и пр.). При этом, важно не свалиться в красивое оформление, за цветными стикерами не потерять цель и смысл происходящего.

Книги по теме:

- С. Кейнер "Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения"

- Пепе Нумми Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привёл компанию к впечатляющим результатам.

- Роза Зубизаррета Пособие по методу динамической фасилитации Джима Рафа