Коррупция настолько широко захватила территорию РФ, что проникла в святая-святых – высшее образовательное учреждение, готовящее будущих юристов
25 октября Юридический институт ТГУ празднует 120-летие юридического образования Сибири. На этот праздник планируется собрать большое количество гостей, в том числе, выпускников, которые занимают достаточно высокие посты в различных органах государственной власти России, для которых юридической факультет был «Альма-матер».
В течение 23 лет юридический факультет возглавлял доктор юридических наук, профессор Владимир Волович. Это было время, когда юридическое образование, полученное в ТГУ, гремело на всю Россию. Это было время, когда учеба на юридическом факультете ТГУ считалась престижной, и факультет готовил элиту правоохранительных органов и госструктур.
«Захват власти»
Поскольку профессор В. Волович был человеком старой закалки, он препятствовал попыткам различных махинаций на факультете. Всячески развивал юриспруденцию, как науку. Но многим это было не интересно, их наука интересовала в последнюю очередь. Они начали понимать, что на образовании можно неплохо зарабатывать. Им стал нужен свой человек на должности директора, чтобы «легально» зарабатывать деньги.
Большая часть сотрудников института были против такого подхода. Коллектив Юридического института ТГУ, фактически, разделился на две группы, в одной группе — старая гвардия, весь цвет юридического факультета и юриспруденции, вообще. В другой группе — просто функционеры. Таким образом, произошел «раскол» коллектива профессорско-преподавательского состава. В этот период и возник Владимир Уткин.
В итоге, на выборах на должность директора ЮИ после первого тура голоса распределились поровну. Поговаривают, что ректор Георгий Майер сказал, что отсюда никто не выйдет, пока не выберут директора ЮИ. Многие уважающие себя сотрудники покинули зал голосования, не согласившись участвовать в этом неприглядном «шоу».
Похоже, В. Уткин оказался сильнее в «закулисных интригах», и профессор В. Волович был, просто-напросто, свергнут.
По мнению многих сотрудников ЮИ, это было откровенное свержение В. Воловича. Через него просто переступили, даже не сказав спасибо за его многолетний труд!
С приходом к «власти» Владимира Уткина все изменилось. По мнению многих юристов и просто неравнодушных людей, именно с приходом Уткина начался «закат» эпохи юридической науки в институте.
Владимир Уткин сразу начал решать свои личные проблемы. Сменил имидж, обзавелся молодой женой, чтобы полностью соответствовать духу времени. По странному стечению обстоятельств, В. Уткин, говорят, был научным руководителем своей жены Светланы. Он, по мнению многих, «организовал» защиту ее кандидатской диссертации, но у другого научного руководителя и, фактически, дал ей путевку в жизнь.
Жену в судьи!
Должность В. Уткина и наработанные им связи способствовали назначению его представителем президента РФ в квалификационной коллегии судей Томской области. Немного оперившись на этой должности, Уткин стал продвигать свою супругу в судьи. Да не просто в судьи, а сразу судьей в Томский областной суд. О такой карьере многие судьи и мечтать не могут. Что поделать? Закон допускает, что кандидат юридических наук имеет право сразу начать деятельность в суде субъекта Федерации. Но извините, а моральный аспект?
Подавляющее большинство судей с колоссальным опытом, с непререкаемой репутацией, для которых честь и закон превыше всего, не могут попасть в областной суд. А тут сразу, — «Здравствуйте, я ваша тетя».
Здесь, возможно, сработали дружба и связи Владимира Александровича с Томским областным судом? А если быть точнее, с его председателем А. Кайгородовым, которого, по мнению многих, Уткин ввел в заблуждение при назначении своей жены на должность судьи.
Не без участия руководства суда жена, не имеющая практического опыта работы, ни дня не работавшая в судебной системе, прошла «на ура» квалификационную коллегию. Решение квалификационной коллегии, соответственно, было быстро одобрено. Кто бы в этом сомневался, с учетом того, что муж — представитель президента в квалификационной коллегии судей?
Налицо конфликт интересов, когда Уткин продвинул свою жену. Но вся квалификационная коллегия, конечно же, промолчала, так как у многих дети учились в Юридическом институте, где директором был и остается Уткин.
А не ввел ли В. Уткин в заблуждение администрацию президента РФ?
Правда, в администрации Президента РФ простаков не оказалось, и этот факт был вскрыт. Самого Владимира Уткина освободили от должности представителя президента РФ в квалификационной областной коллегии судей, но тем не менее, его жена все же была назначена судьей Томского областного суда, не имея даже минимального опыта работы.
А зачем ей, собственно, опыт, когда Юридический институт (который возглавляет ее муж), в ее распоряжении? Получается, что лучшие профессора ЮИ вполне могли «писать» приговоры по делам, которые ей распределялись?
На Светлане, по нашему мнению, можно остановиться отдельно.
Одни только ее наряды чего стоят. По сплетням, гуляющим в кулуарах областного суда, она, «поправ все нормы морали и приличия», перед судебными процессами заказывала в кабинет суда визажистов и парикмахеров.
Одни только судейские манишки, расшитые «жемчугом», чего стоят. Но ведь есть установленная норма, как должна выглядеть мантия судьи!
Об этих «чудачествах» говорят не только в кулуарах областного суда. Судьи из других регионов, знающие об этих причудах Светланы Уткиной, улыбаются, скромно пожимают плечами и показывают пальцем вверх. «Крыша» есть «крыша», и тут как говорят, все комментарии излишни.
Еще не менее странный факт — любовь Светланы Уткиной к роскошным украшениям. Конечно, как поется в песне, «лучшие друзья девушек — это бриллианты». Но украшения, которыми в суде вызывающе щеголяет Светлана Уткина, никак не увязываются с судейской скромностью и определенными нормами человеческой морали.
Какую реакцию должны вызывать эти наряды и украшения у подсудимых и их родственников, когда судья, зачитывающая приговор, сверкает, как новогодняя елка. Наверно, у многих родственников невольно возникает вопрос, на какие шиши это все приобретено? И как следствие — это разговоры среди подсудимых, их родственников, просто людей, находящихся в здании суда. А ведь это престиж правосудия! Не бросает ли подобное поведение тень на весь областной суд?
Столь вопиющее поведение вызывает раздражение коллег, которые прошли все ступени судебной иерархии и являются профессионалами с большой буквы. Но с такой крышей, как говорится,- «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».
«Боги» цивилистики
Вообще в ЮИ В. Уткин в ближайшем окружении, собрал около себя только тех людей, которые, образно говоря, «заглядывают ему в рот». По мнению многих, по определенным причинам, пожелавших остаться неизвестными, Уткин не дает развиваться молодым ученым. Наверное, чувствует в них конкурентов. Вместо того, чтобы развивать свою научную школу и развивать научные советы, которые будут гордостью не только ЮИ, но и всего ТГУ, Уткин приглашает на работу «гастролеров» с весьма сомнительной репутацией.
Приведем наглядный пример, достойный обсуждения и разбирательства в правоохранительных органах, — приезд в город и устройство на работу в ЮИ ТГУ двух профессоров, докторов юридических наук, мужа и жены Соломиных. Они были приняты на работу не просто преподавателями, а сразу на должность профессоров.
Директор института, похоже, даже не удосужился проверить их послужной список и биографию. Как нам стало известно, и об этом газета давно писала, что эти доктора юридических наук, профессора, не имели высшего юридического образования, и получали профильное юридическое образование в Томском институте бизнеса.
Когда редакция газеты сделала в этот институт запрос в отношении профессоров Соломиных, институт отказал в предоставлении информации, сославшись на законодательство о персональных данных. Значит, было что скрывать? Также много белых пятен было и в истории с защитой ими диссертаций, но Уткин не стал с этим разбираться. Хотя многие люди, которые сами защищали диссертации, были крайне возмущены некоторыми фактами из «биографии Соломиных».
Вот и задумайтесь, чему учили студентов эти «профессора». По студенческим рассказам, Соломин на лекциях говорил, что он «бог цивилистики». Может, он и был когда-то в прошлой жизни языческим божеством, или баобабом, но в Юридическом институте он задержался ненадолго.
Своим вопиющем поведением супруги добились своего, получив запись в трудовых книжках о том, что они работали профессорами ЮИ ТГУ. С этими записями перед ними открывались перспективы безоблачной карьеры. Без коррупционной составляющей в «деле Соломиных», в их трудоустройстве в ЮИ, по нашему мнению, не обошлось. Уж слишком вызывающе они вели себя, как с коллегами по работе, так и с директором.
«Воздушные замки» Ирины Никитиной
Вызывает очень много вопросов существование некоего Северского представительства ЮИ ТГУ. Возникает вопрос, каким образом и на каком основании оказывались этим представительством образовательные услуги? И чего стоят дипломы, которых было выдано великое множество? Что может произойти с этими дипломами, если начать копать эту «богадельню»?
Руководила этим представительством первый заместитель В. Уткина, некто И. Никитина, по нашему мнению, личность довольно «мутная». По неподтвержденным данным, в свое время, по договоренности все с тем же В. Уткиным Ирина Никитина убрала из названия своего детища слово «представительство». И присвоила этому безобразию номер группы ЮИ ТГУ.
Все образовательные услуги были, естественно, платные. А вот сколько имел с этого безобразия сам Уткин и имел ли вообще, история умалчивает. В этой группе учились дети особо нужных и состоятельных людей. После каждого выпускного многие замечали Никитину, которая укладывала большое количество коробок в свой служебный минивэн. Наверное, это была учебная литература?
Ректорские амбиции
Еще один, не маловажный фактор из жизни ЮИ и его директора — ректорские амбиции Владимира Уткина. Обзаведясь надежными связями на посту директора, Владимир Александрович, наверное, подумал, что финансовых потоков института ему мало, и что опыта, полученного на посту директора ЮИ ТГУ ему хватит, чтобы руководить целым университетом. Как говорят в городе, и особенно в университете, за кандидата в ректоры ТГУ Уткина приезжал просить губернатора представитель президента в Государственной думе РФ, также выпускник ЮИ ТГУ Гарри Минх, с которым у Уткина сложились теплые, дружеские и деловые отношения.
Но, как говорится, результат налицо. Наверное, и «слава Богу», что так все произошло. А то неизвестно, что было бы с университетом?
Все, что нажито непосильным трудом
За годы работы на должности директора Уткин увеличил свой личный доход. Стали появляться новое жилье, жена обзавелась дорогой престижной иномаркой. От трудов праведных стало тянуть на природу. Поговаривают, что директор ЮИ приобрел дом в деревне Черная речка, оформив его на родственников. По мнению риэлторов, подобные дома стоят, примерно, 10-12 миллионов рублей.
А если внимательнее присмотреться декларациям о доходах семьи Уткиных, понимаешь, что денег-то не хватает. Напрашивается вопрос, откуда деньги?
Эпилог
Но это уже вопрос, на который, по крайней мере, из наших читателей, уж точно никто не ответит. А вот будут ли ворошить эту историю правоохранительные и прочие органы? Посмотрим, ведь многие из силовиков учились или учатся в Юридическом институте. А что дороже, честь мундира или проставление оценок, — это уже зависит от совести самих офицеров.
Благодаря именно таким ситуациям, когда силовики за троечку в зачетке готовы закрыть глаза на многие «вещи». И как следствие, мы имеем «продажную систему», «продажную власть», коррупцию и правовой беспредел.
Уж сильно в нашем городе все повязаны. Получается этакий порочный замкнутый круг. Со студенческой скамьи формируется «каста неприкасаемых», против которых «нельзя копать». А выпускники, работающие по закону, воспринимаются, как «белые вороны».
Томск — один из немногих городов России, где верховенство имеет не закон, а телефонное право и дружба с «нужными» людьми. Стоит поближе присмотреться к выпускникам Юридического института, и все станет ясно. Как говорят в народе, «ворон ворону глаз не выклюет». И чем дальше, тем страшнее. На наш взгляд, происходит сращивание местной власти, «решал в отставке», организованной преступности, надзирающих органов и органов правопорядка.
(продолжение следует)
Григорий Лихолетов
От редакции!
По нашему мнению, ректору Томского государственного университета Эдуарду Галажинскому давно пора задуматься, а соответствует ли своей должности директор Юридического института ТГУ Владимир Уткин? А председателю областного суда Ларисе Школяр поразмышлять о соответствии своей должности судьи областного суда Светланы Уткиной!