Найти в Дзене
Финансовая газета

Строительство новых ТЦ упало до минимума при дефиците площадей в существующих

За первый – третий кварталы 2018 года в России было построено 264 тыс. кв. м новых объектов торговой недвижимости. Всего за текущий год ожидается ввод 450 тыс. кв. м торговых площадей. Для сравнения: в 2014 году было введено около 2,3 млн кв. м таких объектов. Одновременно с этим доля свободных площадей в торговых центрах достигла минимальных значений.

В 2018 году новое строительство торговых площадей упадет до минимума за последние 10 лет. В третьем квартале было открыто 3 торговых объекта общей торговой площадью 91 тыс. кв. м. Основной объем нового строительства обеспечил запуск крупнейшего регионального торгового центра – ТЦ «Армада Капитал» в Оренбурге (GLA – 60 тыс. кв. м). Такие данные приводит компания Cushman & Wakefield в рамках отчета об итогах на рынке торговой недвижимости в III квартале 2018 года.

В Москве за этот период не было открыто ни одного форматного торгового объекта. До конца года крупных открытий тоже не ожидается – планируются к вводу два небольших торговых центра.

На рынке Московской области основной прирост торговых площадей ожидается в городе Пушкино, где в 2018−2019 годах предполагается открытие двух торговых центров – «Пушкино Парк» (GLA – 30 тыс. кв. м) и «Акварель» (GLA – 51,5 тыс. кв. м).

Общее количество торговых площадей в Москве в форматных торговых объектах составляет 5,2 млн кв. м. Доля свободных площадей в ТЦ Москвы на конец третьего квартала 2018 года составляет 9,1%.

Как отмечают аналитики Cushman & Wakefield, опросы населения показывают снижение потребительского оптимизма из-за растущих цен, налоговой нагрузки и более пессимистичных ожиданий краткосрочного экономического развития. Поэтому в ближайшие два года мы увидим замедление темпов роста потребительской активности.

Слабый потребительский рынок будет сдерживать новое строительство. Сейчас в стадии строительства находится порядка 2 млн кв. м торговых площадей. Однако их фактический ввод в эксплуатацию будет зависеть от ситуации на потребительском рынке. Как предполагают эксперты, в 2019 году будет введено в эксплуатацию около 700 тыс. кв. м.

В текущих реалиях рынок растет не количественно, а качественно. Во многих торговых объектах проходит реконцепция. Также начинает активно развиваться мало представленный формат аутлетов. В третьем квартале была открыта вторая очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6700 кв. м) в Санкт-Петербурге, до конца года ожидается открытие аутлета Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 тыс. кв. м) – первого объекта данного формата за пределами двух столиц. Также было анонсировано открытие двух новых аутлетов в Москве и одного в Перми.

Как рассказывает Оксана Мостяева, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield, наиболее активно развивающимся сегментом рынка является продуктовый ритейл. Например, московская сеть «ВкусВилл» проводит активную экспансию: увеличивает свое присутствие в Санкт-Петербурге, устанавливает вендинговые аппараты со своей продукцией на станциях МЦК, начала сотрудничество с Lavkalavka (мы сообщали об этом в середине октября).

Чтобы оптимизировать бизнес и охватить большую аудиторию, ритейлеры проводят диверсификацию форматов, в том числе уменьшая площади магазинов. Например, IKEA открывает небольшие дизайн-студии площадью 150−200 кв. м, Zamania запускает малый формат парков развлечений (900−1200 кв. м),​ «Азбука Вкуса» развивает свои форматы АВDayli площадью 350−400 кв. м.

Крупные операторы создают новые бренды. Так, «Спортмастер» запустил магазины собственной торговой марки Demix, «Детский мир» планирует открытие сети зоомагазинов, «Читай-город» создал новый магазин необычных вещей «Гоголь-Моголь».

Среди новичков на российском рынке: Karl Lagerfeld, DinoZoo, Coach, Cocodrillo. Помимо новых брендов некоторые международные операторы – Orsay, Sephora – вернулись на российский рынок. Mexx, как мы писали ранее, также объявил о совсем возвращении.