Вслед за ретроспективой Ильи Кабакова в столице открылась еще одна выставка ключевого представителя московского концептуализма — Виктора Пивоварова. Экспозиция в Мультимедиа Арт Музее получила название «Московский альбом». И хотя художник уже давно не живет в городе, где родился и вырос, он говорит, что его «унес с собой за пазухой». Рассказываем, как первый успех Пивоварову принесли карикатуры фабричных пьяниц и почему он просил не считать его предателем.
— Сам Пивоваров признавался, что первое художественное произведение сделал в пять лет.
Шла война и вместе с матерью он был в эвакуации в глухой деревне в Татарии. «Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутов, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в них деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась».
— Что касается рисования, то, по словам Пивоварова, оно началось со стенгазеты закройного цеха обувной фабрики «Парижская коммуна».
Мать будущего художника назначили ее редактором, а его самого попросили сделать карикатуры на фабричных пьяниц. Рисунки имели огромный успех. Кстати, на этой же фабрике одно время бухгалтером работал художник-авангардист Иван Клюн — ближайший друг Малевича.
— Существует два Виктора Пивоварова.
Первый — успешный иллюстратор детских книг, благонадежный для советской системы. Второй — один из основателей московского концептуализма. Сам Пивоваров признавался, что его путь как «не-иллюстратора» начался очень поздно. «Мне было около тридцати лет, когда я начал писать свои первые картины», — отмечал он.
В начале 1970-х художник создал сюрреалистичную серию, написанную автомобильной эмалью на больших листах оргалита. У Пивоварова почти нет социальности, он пишет так называемые «открытые картины», требующие самостоятельной интеллектуальной работы зрителя.
В образы казенных советских таблиц, плакатов и методических пособий художник встраивает художественные ребусы.
— Виктор Пивоваров дружил с Ильей Кабаков, чья ретроспектива сейчас проходит в Новой Третьяковке.
Вместе художники в конце 1960-х — начале 1970-х придумали новый жанр — альбомы. Это были серии картин, где изображение неотделимо от текста. Друзья даже разработали ритуал их домашнего просмотра-показа. Несколько человек, как правило, не больше пяти-шести располагались на стульях перед пюпитром, на котором устанавливался альбом. Автор во время показа стоял позади него и неторопливо переворачивал листы. «Альбом — совершенно бесперспективный жанр, — позднее признавался Пивоваров. — Его трудно выставлять, его очень трудно продать, его не собирают коллекционеры. Тем не менее я продолжаю в этом жанре работать — именно потому, что это очень интересный разговор со зрителем». На выставке в Мультимедиа Арт Музее можно увидеть фрагмент листа «Мастерская Кабакова» из альбома «Действующие лица».
— Пивоварова порой называют «русским Рене Магриттом» — за сюрреализм работ.
Основные темы его произведений — одиночество, меланхолия, укрытие от внешнего мира. В отличие от друзей-концептуалистов, Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души.
А способ изобразить ее, по собственному признанию, он ищет всю жизнь. «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства», — отмечал сын Виктора Пивоварова художник Павел Пепперштейн.
— Как и Кабаков, Пивоваров покинул СССР.
В 1982 году он перебрался в Прагу, где живет и сейчас. Уезжая, Пивоваров отправил официальное письмо в издательство «Детская литература», в котором отмечал, что он не предатель, покидает страну по личным мотивам (вторая жена Пивоварова — чешский историк искусства Милена Славицкая) и перебирается в дружественную Чехословакию. Художник просил оставить его в действующем резерве издательства, но его все равно исключили.
— В творчестве Пивоварова есть ряд повторяющихся образов
Например, лисы. На картине «Малевич в снегу», за основу которой он взял автопортрет художника 1933 года, лиса как будто становится его частью. Животное закрывает левый глаз и часть лица Малевича будто венецианской маской.
Еще один частый образ — мыши. «Когда я был в пионерском лагере, кто-то из ребят поймал маленькую лесную мышку. Ее отдали мне. Днем я носил ее в нагрудном кармане, кормил кашей и хлебом и разговаривал с ней. А ночью укладывал спать в небольшой мешочек с травой и листьями. И вот каждую ночь мой мышонок удирал из этого мешочка. В последний день лета, вернее в последнюю ночь, мой мышонок удрал и утонул в банке с какой-то микстурой, стоявшей на окне», — вспоминал Пивоваров.
— Виктору Пивоварову 81 год.
Он продолжает работать. На выставке в Мультимедиа Арт Музее представлен его свежий цикл 2017 года «Москва! Москва!». Хоть художник уже больше 35 лет не живет в родном городе, он по-прежнему считает себя московским художником. А про экспозицию «Московский альбом» говорит, что она не про город как таковой, а про московский миф и московскую интеллигенцию. Герои Пивоварова спорят о Хайдеггере, ходят за картошкой, ведут ночные разговоры, работают библиотекарями и просто живут.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
«Что за кубики?»: все, что нужно знать о кубизме — здесь.
Мужчины и картины: о главных страстях Пегги Гуггенхайм читайте в нашем материале здесь.
«Новый Рубенс»: что мы знаем о самой дорогой современной художнице — здесь.