Найти в Дзене
РУССКИЙ МОНИТОР

«Российская экономика мертва. Никакого развития быть не может» – Слава Рабинович о будущем РФ. Продолжение

– Сегодня стало известно, что Министерство финансов удвоило предложение ОФЗ, не смотря на геополитику. Как Вы считаете, зачем Минфин активно предлагает ОФЗ при том, что интерес инвесторов к ним падает?

– Мне трудно следовать этой логике. Можно предположить, что они дают сигнал рынку примерно такой, как Путин, когда он считает, что дает нужный ему сигнал в геополитике («Я сумасшедший, держите меня семеро, садитесь со мной за стол переговоров, начинайте делить вместе со мной весь мир на сферы влияния, иначе я и бритвой могу по глазам»). Может, Минфин играет роль Мини-ми из известного фильма и говорит: «Мы уверены в своих силах, у нас все в порядке, протестируем рынок на еще большее дно непокупаемой резаной бумаги, типа, нам все равно, не купите – у нас этой валюты столько, сколько вам и не снилось, а рубли мы в любой момент можем напечатать».

– Сегодня Кудрин сделал прогноз о том, что в следующем году рост ВВП будет еще ниже, чем прогнозировалось ранее, и вряд ли он достигнет 1-го процента, добавив, что России не помогут даже высокие цены на нефть. Почему нефть уже не помогает российской экономике?

– Что тут удивляться? Кудрин, конечно, говорит правду, но он недоговаривает ее. Я считаю, что в России вообще нет никакого экономического роста, а есть экономическая катастрофа. Экономика разрушена, финансовые рынки разрушены, рынков капитала фактически нет. Весь так называемый «экономический рост» подделан Росстатом и Минэкономразвития для того, чтобы показывать эти цифры Путину и журналистам. Если спустят на воду ненужную подводную лодку – вот вам вклад в ВВП, если отремонтируют «Адмирал Кузнецов за миллиард долларов, если кинут на оборонку квадриллион долларов и скажут потратить все эти деньги на новые ненужные танки и гиперзвуковые ракеты с непредсказуемой траекторией – вот вам еще вклад в ВВП. Многие «замечательные» другие сектора экономики, которые в жестком минусе, они чисто математически дают отрицательный результат, который потом переворачивается в +1 процент при помощи каких-нибудь «строек века» типа Крымского моста, поворотов рек вспять и закапывания очередных десятков миллиардов долларов в трубопроводы по ценам, от 3-х до 10-ти раз превышающим реальную стоимость этих работ. Плюс гигантские инвестирования в военно-промышленный комплекс, которые на самом деле, во-первых, «распиливаются», во-вторых, не имеют почти никакой экономической отдачи для страны. Все эти проценты ВВП должны рассматриваться через лупу того, что реально происходит в экономике по каждой строчке, по каждому сектору и отрасли. Мы должны смотреть на прибыли предприятий, на то, как эти предприятия инвестируют свой капитал, на дивидендную политику, и вкупе все это дает более четкое представление об экономике России, о ее росте или падении.

Еще один аргумент, который можно упомянуть при рассмотрении слов Кудрина – это то, что российский ВВП, который занимает очень незначительную долю в мировом ВВП (где-то полтора процента), хорошо бы сравнить по структуре и составу с ВВП крупнейших экономик мира, посмотреть на то, из чего этот ВВП состоит. Когда ВВП России – это нефть, газ и другие добывающие сектора промышленности, а также экспорт того, что достается из земли, это говорит еще и о том, что за более чем четверть века после крушения СССР Россия так и не смогла построить нормальную экономику. Это петрократия с убогой однобокой экономикой, где не просто не делаются, например, автомобили, – не делаются свои собственные телевизоры. Я думаю, что с путинского режима и с Путина лично, а также с таких людей, как Кудрин, необходимо спрашивать за это.

Что еще хотелось бы сказать о словах Кудрина о том, что дорогая нефть не поможет… А вы знаете, когда она перестала помогать? Она перестала помогать не сейчас и не в следующем году перестанет, а уже давно. Я хочу напомнить, что Путин встал на путь разрушения капитализма и превращения развивающегося на тот момент капитализма в бандитский неофеодализм с точки зрения экономической части развития страны или, вернее, не развития, а деградации. С точки зрения политической деградации он разрушил развивающуюся демократию и построил фашизм. Так вот бандитский неофеодализм в экономике и фашизм в политическом устройстве несовместимы с жизнью экономики и с благосостоянием народа, зато прекрасно совместимы с обогащением 500 самых приближенных к Путину и его ОПГ семей.

Отматываем назад 5 лет. В 2013-м году цена на нефть составляла 110 долларов за баррель. Экономика России тогда росла со скоростью 1,3%, что на тот момент составляло темпы, в три раза более медленные, чем темпы роста американской экономики. В 2013-м году экономика США росла с темпами в 4 процента при том, что американская экономика – это 20 триллионов долларов в год, это самая крупная и диверсифицированная экономика в мире, которая не называется развивающейся, а называется развитой. У развивающейся экономики России должны быть более высокие темпа роста, а они в 2013-м году были ниже в 3 раза. И самое главное – это происходило, и я еще раз хочу это подчеркнуть, при цене за нефть в 110 долларов за баррель.

Помимо всего прочего, эти 1,3% роста российского ВВП на тот момент имели еще и негативную динамику, то есть рост снижался от квартала к кварталу, и он грозил свалиться в ноль и в отрицательные значения. То есть российская экономика была на пути впадения в рецессию. Я хочу напомнить, что эта рецессия была бы второй рецессией по счету в течение всего лишь 4-х лет, потому что российская экономика в 2009-м году была в страшнейшей рецессии. Мало того: в результате международного финансового кризиса из всех развивающихся экономик мира (не только BRICS, но и, скажем, из стран G20, из тех, которые называются развивающимися) российская экономика упала больше, чем на 9 процентов, и это был самый плохой результат из всей двадцатки. Это было в 2008-2009 годах, а в 2013-м наступила бы вторая по счету рецессия за 4 года. Путин должен был бы ответить перед российским народом за это, а он не захотел отвечать и придумал способ этого не делать, сменить повестку дня, причем, самым радикальным образом. Для этого он аннексировал Крым, развязал войну на Донбассе, устроил гебельсовскую пропаганду на российском телевидении.

Этот «крымский эффект» заглушил все вопросы по поводу экономики на обозримое будущее на тот момент. Сейчас «крымский эффект» выветривается, поэтому я боюсь, что у него на повестке дня – усиленное придумывание новых авантюр и преступлений для того, чтобы отвлечь внимание народонаселения от происходящего в российской экономике сегодня, и от того, что в ней еще произойдет. Мой небольшой экскурс в историю по поводу 2013-го  года очень показателен. Ваш вопрос о том, поможет ли российской экономике нефть по мотивам слов Кудрина уже совершенно очевидно дает нам правильный ответ при рассмотрении недавней истории 5-тилетней давности. Российская экономика в качестве капиталистической экономики мертва. Путин уничтожил капитализм, и никакого экономического развития у России нет и быть не может, потому что бандитский неофеодализм не позволяет этого делать. Тем более, под международными санкциями.

Беседовала Татьяна Алексеева

Начало статьи читайте по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/5afc26b04826770140525ecb/rossiiskaia-ekonomika-mertva-nikakogo-razvitiia-byt-ne-mojet--slava-rabinovich-o-buduscem-rf-5bd47fbfad476400aa79f5ab?&from=channel

Русский Монитор