Найти тему
Театр "Сова"

Где играть спектакли молодому театру

Почти перед каждым молодым театральным коллективом рано или поздно встает вопрос проката спектаклей. Понятно, что если коллектив имеет свой личный зал, то и показы спектаклей можно устраивать прямо там, собирая зрителей через социальные сети, например. А если у театра есть только репетиционное пространство, в котором нельзя играть для людей?

Выходов из этой ситуации несколько. Самый простой - арендовать театральный зал и там сыграть спектакль. Этот вариант приходит в голову первым, и многие останавливаются на нем.

В чем же сложность аренды зала?

  • Нужны деньги.
  • Нужно самим приглашать зрителя.

Деньги можно добыть двумя способами: собрать с коллектива или собрать со зрителей. Но и в том и в другом случае зритель все равно нужен. Просто во втором варианте от него еще и решение материального вопроса зависит.

Если вы только-только начали свой сценический путь в качестве учебного (студийного) театра, то для первого раза можно арендовать самим, скинувшись поровну деньгами. А в качестве зрителей пригласить родственников, друзей и знакомых. В первый раз таким способом вы легко наберете полный зал теплой и любящей вас публики, получите массу творческой радости и хороших отзывов.

-2

Но чем чаще играется спектакль, тем выше мастерство участников с одной стороны, и тем меньше у них денег - с другой. Довольно быстро возникает вопрос о самоокупаемости спектакля. Как сделать так, чтобы хотя бы окупить аренду?

Наш опыт (опыт театра-студии "Сова") говорит о том, что зрителей найти можно, но сложно. И минимальные вложения все равно должны быть, только уже не напрямую в аренду, а в рекламу спектакля. Чтобы зрителя на спектакль пригласить, то его сначала нужно где-то найти и сообщить ему о театре. Это можно сделать заранее с помощью ведения групп и страничек в социальных сетях. Мы чаще всего пользуемся ресурсами сайта "вконтакте" - приглашаем понемногу людей в группу театра, а потом делаем рассылку на специально созданные встречи. А еще рассылку (инвайтинг) можно купить у других групп. Или обменяться с кем-нибудь инвайтингом. Полезно развивать инстаграмм и публиковать там афиши - если есть подписчики, то они увидят в ленте вашу афишу-рекламу и захотят придти.

Можно раздавать листовки где-то в течении недели до спектакля рядом с тем местом, где вы планируете играть. Но просто если просто совать в руки людям флаеры-приглашения, то 70% (если не больше) этих флаеров будет лежать в ближайшем мусорном ведре. Поэтому с людьми на улице надо общаться. Рассказывать о театре, о спектакле, заинтересовывать их собой. Можно даже воспользоваться театральными костюмами для привлечения внимания. Или даже разыгрывать мини-сценки или перфомансы прямо на улице. Заодно труппа театра может получить уникальный опыт публичных выступлений.

Если спектакль уже вышел на приемлемый профессиональный уровень, то можно попробовать привлечь театрального администратора к продаже спектакля. Администратору нужно будет предложить определенный процент (обычно это около 20% комиссионных) с проданных билетов.

Существует еще способ привлечения организованного зрителя. Если ваш спектакль подходит для показа школьникам, то можно попробовать пригласить целый класс. Для этого нужно установить личный контакт с учителем. А если выделить учительнице некоторое количество бесплатных билетов, то и разговор пойдет легче.

А лучше всего искать бесплатные площадки для проката. Но об этом в следующей статье.