Почти перед каждым молодым театральным коллективом рано или поздно встает вопрос проката спектаклей. Понятно, что если коллектив имеет свой личный зал, то и показы спектаклей можно устраивать прямо там, собирая зрителей через социальные сети, например. А если у театра есть только репетиционное пространство, в котором нельзя играть для людей?
Выходов из этой ситуации несколько. Самый простой - арендовать театральный зал и там сыграть спектакль. Этот вариант приходит в голову первым, и многие останавливаются на нем.
В чем же сложность аренды зала?
- Нужны деньги.
- Нужно самим приглашать зрителя.
Деньги можно добыть двумя способами: собрать с коллектива или собрать со зрителей. Но и в том и в другом случае зритель все равно нужен. Просто во втором варианте от него еще и решение материального вопроса зависит.
Если вы только-только начали свой сценический путь в качестве учебного (студийного) театра, то для первого раза можно арендовать самим, скинувшись поровну деньгами. А в качестве зрителей пригласить родственников, друзей и знакомых. В первый раз таким способом вы легко наберете полный зал теплой и любящей вас публики, получите массу творческой радости и хороших отзывов.
Но чем чаще играется спектакль, тем выше мастерство участников с одной стороны, и тем меньше у них денег - с другой. Довольно быстро возникает вопрос о самоокупаемости спектакля. Как сделать так, чтобы хотя бы окупить аренду?
Наш опыт (опыт театра-студии "Сова") говорит о том, что зрителей найти можно, но сложно. И минимальные вложения все равно должны быть, только уже не напрямую в аренду, а в рекламу спектакля. Чтобы зрителя на спектакль пригласить, то его сначала нужно где-то найти и сообщить ему о театре. Это можно сделать заранее с помощью ведения групп и страничек в социальных сетях. Мы чаще всего пользуемся ресурсами сайта "вконтакте" - приглашаем понемногу людей в группу театра, а потом делаем рассылку на специально созданные встречи. А еще рассылку (инвайтинг) можно купить у других групп. Или обменяться с кем-нибудь инвайтингом. Полезно развивать инстаграмм и публиковать там афиши - если есть подписчики, то они увидят в ленте вашу афишу-рекламу и захотят придти.
Можно раздавать листовки где-то в течении недели до спектакля рядом с тем местом, где вы планируете играть. Но просто если просто совать в руки людям флаеры-приглашения, то 70% (если не больше) этих флаеров будет лежать в ближайшем мусорном ведре. Поэтому с людьми на улице надо общаться. Рассказывать о театре, о спектакле, заинтересовывать их собой. Можно даже воспользоваться театральными костюмами для привлечения внимания. Или даже разыгрывать мини-сценки или перфомансы прямо на улице. Заодно труппа театра может получить уникальный опыт публичных выступлений.
Если спектакль уже вышел на приемлемый профессиональный уровень, то можно попробовать привлечь театрального администратора к продаже спектакля. Администратору нужно будет предложить определенный процент (обычно это около 20% комиссионных) с проданных билетов.
Существует еще способ привлечения организованного зрителя. Если ваш спектакль подходит для показа школьникам, то можно попробовать пригласить целый класс. Для этого нужно установить личный контакт с учителем. А если выделить учительнице некоторое количество бесплатных билетов, то и разговор пойдет легче.
А лучше всего искать бесплатные площадки для проката. Но об этом в следующей статье.