Можно сказать, что первой женщиной, рискнувшей вывести женское население России из тьмы, была Екатерина II. Много позже Коллонтай и Цеткин заговорили о женских правах и свободах, но именно российская императрица дала возможность женщинам получать образование с целью:
дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества
Стоит сказать, что речь шла лишь о дворянском сословии и само образование включало в себя больше изучение светских манер, чем точных наук.
Правда через год (в 1765 году) в институт стали принимать и мещанок.
Условия содержания воспитанниц были жесточайшими, как в физическом, так и в моральном смысле. Девочек забирали у родителей с 6-ти лет, беря со взрослых расписку, что они ни под каким предлогом не будут забирать дитя обратно. Таким образом с 6-ти до 18-ти лет ребенок виделся с близкими всего несколько раз, да и то в присутствии третьих лиц.
Чтоб пресечь малейшие помыслы о шалостях или (упаси Бог) о потребностях физической плоти, девочек держали в строгости и перенасыщали их дни разной деятельностью. Температура в комнатах не превышала 16-ти градусов, подъем был в 6 утра.
Кровати больше походили на казарменные лежанки: никаких шелков, взбитых перин и мягких подушек.
Ели воспитанницы простую пищу: каши, супы, хлеб, макароны, чай. Порции маленькие во избежание чревоугодия.
В день бывало до 8-ми уроков. Как правило, это закон Божий и занятия, призванные выковать из девушек светских леди и хороших жен.
Пение (приличная женщина должна уметь развлекать гостей):
Музыка (Конечно же, музицировали на арфе. Инструмент для ангелов и утонченных нимф):
Рисование (подходящий досуг для хорошей жены):
Рукоделие (одна из важнейших женских функций):
Танцы (грация и изящество приятны любому мужчине):
Географии, алгебре, физике часов отводилось по-минимуму. Считалось, что развитый ум может лишь навредить женщине и помещать ее личному счастью.
Нельзя не упомянуть о таком явлении, как о моральном унижении в стенах института. Прилежных, подобострастных воспитанниц называли парфетками (от франц. - parfaite - идеальный). Нерях или тех, кто нарушал устав заведения, звали мовешками (от франц. mauvaise - плохой).
Вторых строго наказывали: вместо обычной униформы им выдавали передники из дешевой ткани; в столовой не разрешали садиться со всеми, а ставили посередине и заставляли так стоять во время трапезы; иногда к переднику прикалывали разорванный чулок, как признак неряшливости девочки. Понятно, что такие методы морально давили на воспитанниц.
За 12 лет обучения девушки превращались в дикарок, отвыкали от обычной жизни, сторонились собственных родителей.
дети в продолжении такого долгого времени до того отвыкают от родителей, что , по окончании курса, возвращаются домой с отвращением
Поэтому в 1797 году приняли решение принимать воспитанниц в Смольный институт с 9-летнего возраста и чуть ослабить правила. Теперь девочки могли уезжать домой на каникулы и писать родителям письма (конечно же, под строгой цензурой). Стали допускаться передачи из дома.
О развлечениях воспитанниц Смольного расскажу в следующей публикации)
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал) Впереди много интересного :)
ЧИТАЙТЕ так же:
Первый всемирный конкурс красоты 1888 года: прелестные красотки и небольшой скандал