Найти тему
Лайфхакер

5 финансовых советов от лауреата Нобелевской премии Ричарда Талера

Оглавление

Как научиться экономить и почему наши вещи кажутся нам излишне ценными.

В начале 80-х годов прошлого века профессор поведенческих наук и экономики в Школе бизнеса при Чикагском университете Ричард Талер опубликовал важное исследование. Оно показалось очень радикальным его коллегам, но впоследствии сильно повлияло на развитие поведенческой экономики. Цель последней — понять, почему люди поступают так, а не иначе.

Победители аукционов часто остаются без своих денег

В одной из ранних работ Талер рассказал о так называемом проклятии победителя. Оно проявляется, когда человек платит за что-то больше, чем оно реально стоит, или приобретает то, что не оправдывает ожидания.

Этот феномен обоснован тем, что люди склонны ошибаться, когда стараются предложить правильную стоимость. К тому же, из-за большого числа участников торгов люди ведут себя более агрессивно и повышают цену, пытаясь соревноваться.

Люди переоценивают свои вещи

Ещё один феномен называется «эффектом владения». Его суть в том, что человек чересчур привязывается к своим вещам и преувеличивает их ценность.

Причина может крыться в боязни что-то потерять: люди часто переоценивают боль от потери вещи и недооценивают удовольствие от её получения. По мнению Талера, именно поэтому очень немногие требуют вернуть деньги за некачественно проявленные фотографии.

Дальновидность крайне полезна

Все знают, что нужно откладывать деньги на пенсию, но делают это немногие. Это связано с тем, что людям тяжело совмещать повседневные потребности с долгосрочной подготовкой.

Чтобы это объяснить, Талер предложил модель «планировщик/деятель». Она объясняет, почему люди покупают сигареты, хоть и осознают, что отказ от них помог бы скопить немалую сумму.

Это открытие помогло найти способ больше экономить: автоматизировать перевод денег на счёт в банке.

Нужно замечать то, что незаметно влияет на принятие решений

Вместе с коллегой Кассом Санстейном Талер разработал «теорию подталкивания». Согласно ей, на наши решения влияют внешние факторы. Цель исследований — научить подталкивать людей к тому, чтобы они делали верный выбор.

Талер хочет, чтобы государство поняло, как люди принимают решения. Например, он предложил переводить работников на автоматическую систему пенсионного накопления, от которой можно отказаться.

Люди недооценивают хорошие новости и чересчур остро реагируют на плохие

Талер значительно повлиял на стратегию инвестирования. Он считает, что многим инвесторам лучше не заглядывать в ежемесячные финансовые отчёты. Они слишком бурно реагируют на плохие результаты, начинают паниковать и делают только хуже.

Больше полезных материалов →