Найти в Дзене
Дух времени

Террор в Германии. Как Фракция Красной Армии едва не взорвала ФРГ

РАФ оставляла за совой широкой кровавый след, в перестрелках с террористами гибли полицейские, а вскоре и в отделениях уголовной полиции загрохотали взрывы - Ульрика Майнхоф начала свою «бомбовую» компанию. 11 мая 1972 года здание штаба 5-го корпуса армии США, расположенного во Франкфурте-на-Майне содрогнулось от нескольких взрывов. Изуродованное тело американского полковника так и осталось лежать на полу офиса, а 13 военных и гражданских служащих были ранены. Вскоре на воздух взлетела казарма в Гейдельберге.

Эта диверсия унесла жизни еще трех американских военных. Баадер и Майнхоф справедливо считали армию США гарантом стабильность капиталистического строя в Западной Германии, поэтому на нее и обрушился основной удар РАФ. Пока террористам удавалось ускользать от федеральной полиции. После каждой акции они тайно уходили в ГДР, где могли спокойно отдохнуть, переждать всплеск эмоций немецкого общества, запастись боеприпасами, а возможно, и получить новые задания.

-2

Но, так продолжалось недолго. Часы Андреса Баадера и Ульрики Майнхоф были сочтены, сыщики из Висбадена шли по их следам и уже наступали террористам на пятки. В июня 72-го года полиция выследила Баадера. После короткой перестрелки, глава РАФ и его верный помощник Хольгер Майнс были арестованы в одном из гаражей на окраине Франкфукта. Через неделю в Гамбурге взяли Гудрун Эннслин. Из лидеров «Роте армее фракцион» на свободе оставалась только Майнхоф. Она несколько недель металась по Западному Берлину, меняя внешность, документы и конспиративные квартиры, пока ее не сдали полиции старые друзья.

-3

Преступников поместили в тюрьму Штаммхайме под Штутгартом в строго изолированные от внешнего мира камеры и пресекли все контакты с другими заключенными. Казалось бы, на этом история РАФ должна была закончиться, но оказалось, что все только начинается. Как у мифической лернейской гидры на месте отрубленной головы вырастало две новых, так и «Роте армее фракцион» несмотря ни на что продолжала действовать. Геракл смог справиться с этим чудищем, только когда снес бессмертную голову. Но, «бессмертная голова» РАФ была все досягаемости федеральной полиции, она находилась в ГДР.

-4

Еще до начала суда над террористами, 11 ноября 1974 года террористы под командой Инге Фитт ворвались в квартиру президента судебной палаты Западного Берлина Гюнтера фон Дренкмана и в упор расстреляли хозяина. Судья принимал активное участие в разгроме группы Баадера-Майнхофа и был приговорен уцелевшими РАФовцами к смерти. Западная Германия жила в атмосфере постоянного страха. Все высокопоставленные чиновники вынуждены были пересесть в бронированные автомобили и обзавестись многочисленной охраной.

Несмотря на все попытки запугать правосудие, 21 мая 1975 года Баадер, Майнхоф, Эннслин и Жан-Карл Распэ сели на скамью подсудимых. Майнс в ходе следствия объявил голодовку и умер до суда. Менее чем за месяц до начала процесса, «Команда имени Хольгера Майнса» взяла штурмом посольство ФРГ в Стокгольме. РАФ потребовало освободить своих лидеров. Германское правительство отказалось идти на уступки и дало согласие на насильственное освобождение заложников. Тогда в бой пошли спецподразделения шведской полиции. В ходе операции террористы убили военного атташе и советника посольства. Полиция застрелила 2-х «красноармейцев», одним из которых был организатор захвата Ульрих Вессель.

-5

Судебный процесс затянулся на целый год. Обвиняемые не проронили ни слова во время следствия и продолжали молчать на суде. Наконец Эннслин не выдержала и стала давать показания. Потрясенный зал в тишине слушал жуткие подробности целой серии убийств. Через несколько дней, 9 мая 1976 года, Ульрику Майнхоф нашли в камере мертвой. Она повесилась на полотенце. Оставшиеся в живых Баадер и Распэ были приговорены к пожизненному заключению. Вскоре к ним в Штаммхайме присоединились еще два руководителя РАФ - Райндерс и Тойфель.

27 июня два члена РАФ Вильфред Бёзе, Бригита Кульман и два палестинских террориста захватили в Афинах французский аэробус с 256 пассажирами , 98 из которых были евреями. Они перегнали самолет в аэропорт Энтеббе в Уганде, где к ним присоединилось армейские части местного диктатора Иди Амина. «Красноармейцы» потребовали освободить их 53 товарища из западногерманских и израильских тюрем.

-6

Как известно , Израиль не ведет переговоров с террористами, он их просто уничтожает. Израильский генеральных штаб разработал операцию по освобождению заложников. 200 коммандос взяли штурмом старое здание аэропорта, где содержались захваченные пассажиры, и перестреляли РАФовцев и присоединившихся к ним 10 палестинцев.

1977 год стал для Германии красным. Нет, ФРГ не стало еще одной страной победившего социализма, и алые флаги не реяли под Бонном. Красной была кровь, которой «Роте армее фракцион» залило немецкую землю. 7 апреля 77-го года в Карлсруэ «Команда имени Ульрике Майнхоф», в которую входили Моника Хельбинг, Эккехард фон Зенкендорф-Гудерн, Силке Майер-Витт, Зуззана Альбрехт и другие фанатики, расстреляла автомобиль, в котором ехал генеральный прокурор ФРГ Зигфрид Бубаку. Прокурор и его водитель скончались на месте. 30 июля в Оберзальце снайпер РАФ двумя выстрелами убил председателя председателя правления «Дойче Банк» Юргена Понто. Первоначально его хотели похитить, но затем решили убить.

-7

Все это была прелюдия к главному акту трагедии: «красноармейцы» решили любой ценой освободить своих командиров из тюрьмы. 5 сентября среди бела дня в самом центре Кельна террористы открыли огонь по бронеавтомобилю президента Союза работодателей ФРГ Ханса-Мартина Шляйера. В перестрелке гибнет вся его охрана, а сам Шляйер бесследно исчезает - его взяли в заложники. В том же месяце РАФ угоняет в Сомали лайнер Люфтганзы. Требование «Роте армее фракцион» в обоих случаях было одно: освободить Баадера ! Однако, правительство ФРГ не могло допустить, чтобы с таким трудом обезвреженные главари «красноармейцев» оказались на свободе. В аэропорту Могадиша приземлился спецрейс, и на раскаленный бетон взлетной полосы сошли бойцы команды «БСГ-9» пограничной стражи ФРГ. Осмотревшись, коммандос пошли на штурм самолета, освободили заложников и убили трех из четырех террористов. Уцелевший РАФовец был тяжело ранен и взят в плен.

-8

Правда, радость победителей имело горький привкус. 19 октября в эльзасском городке Мюлуз, в багажнике автомашины французские жандармы обнаружили труп Ханса Шляйера. Он был убит через несколько часов после освобождения самолета. Попытка шантажировать федеральное правительство закончилась полным провалом. Андреас Баадер и Жан Распэ застрелились из тайно переданных в тюрьму пистолетов, а Гудрун Эннслин повесилась. Это был второй мощный удар, нанесенный по РАФ. «Красноармейцы» были деморализованы и временно укрылись в ГДР. Им предстояло набраться сил и пройти переподготовку.

Пока вся полиция Западной Германии прочесывала страну в поисках четверки самых кровавых террористов: Кристиана Клара, Адельхайда Шульца, Хельмута Поля и Инге Фитт, РАФовцы с комфортом расположились на секретной базе службы безопасности ГДР на берегу озера близ города Бризен, что между Берлином и Франкфуртом-на-Одере. До них тут на протяжении 70-х годов готовили для подпольной работы членов западногерманской коммунистической партии По личному приказу министра госбезопасности Эриха Мильке террористов обучали стрельбе из всех видов оружия, методам подрывной работы, дзюдо.

-9

Но, «изюминкой» курса было освоение советского противотанкового гранатомета РПГ-7. Ведомство Мильке вынашивало планы физического устранения главнокомандующего сухопутными войсками США в Европе генерала Фредерика Крезена. Для этого на полигон доставили точную копию «мерседеса» командующего, поместили в него четыре мешка с песком и собаку, на которой хотели испытать действие осколков. Результаты учебной стрельбы обнадеживали - у Крезена не были ни одного шанса остаться в живых.

Не все члены РАФ решили повышать свою квалификацию: Зуззане Альбрехт, принимавшую активное участие в похищении Шлейера, Зигрид Штернебек и еще несколько террористов разочаровались в классовой борьбе, устали и решили уйти на покой. Эрих Мильке с пониманием отнесся к товарищам по борьбе. Им были выданы новые документы, предоставлена работа, автомобили и садовые участки. В этом не было ничего необычного. В 1972 году на территории ГДР укрывались участники расстрела олимпийской команды Израиля, а ливийские террористы уже давно использовали Восточный Берлин как базу для акций в Западной Европе.

Жизнь не стояла месте. В 1978 году болгарские власти выдали ФРГ укрывшегося в этой стране террориста Тилля Майера, а через два года в Париже полиция раскрыла сеть баз РАФ в Париже. Но, в 1981-м «Роте армее фракцион» вернулась в ФРГ. Теперь она перешла к тактике личного террора. 11 мая во Франкфурте-на-Майне был убит министр экономики правительства федеральной земли Гессен Хайнц-Херберт Карри. 31 августа в Рамштейне было взорвано здание штаба американских ВВС в Европе. 18 военнослужащих получили тяжелые ранения. Наконец, 15 октября в полдень в центре Гейдельберга снаряд, выпущенный из РПГ-7, поразил бронированный лимузин Фредерика Крезена. Взрыв разворотил заднюю часть «мерседеса», и генерал остался жив только чудом.

-10

После этой «неудачи» несколько лет РАФ находилась в тени, но потом террор вспыхнул с новой силой. Зимой 1985 года на вилле под Мюнхеном Вернер Лотце, на счету которого уже был убитый в 1978 полицейский, расстрелял председателя правления концерна МТУ Эрнста Циммермана. Через пол года на территории американской военной базы во Франкфурте разнесло начиненный взрывчаткой автомобиль. В результате, двое военных было убито и более тридцати ранено.

На этом бойцы «Роте армее фракцион» не успокоились. 9 июля 1986 года на шоссе около Мюнхена взрыв унес жизнь члена правления концерна «Сименс» Карл-Хайнц Бекуртс. 10 октября в пригороде Бонна все тот же Вернер Лотце застрелил руководителя политического департамента МИД Герольда фон Браунмаля. После этого, Лотце вместе со своей любовницей Кристиной Дюмляйн, тоже террористкой, ушел в ГДР. Западные немцы были шокирована новой вспышкой террора, ни один государственный деятель или крупный бизнесмен не мог чувствовать себя в безопасности. А кровавый список РАФ продолжал пополняться новыми жертвами.

Социалистическая ГДР неумолимо шла к своему закату, что вызвали очередной всплеск убийств в Западной Германии. 30 ноября 1989 года взрыв разворотил бронеавтомобиль одного из руководителей «Дойче Банка» Альфреда Херрхаузена. Террористы заложили под шоссе 50 килограмм взрывчатки и в нужный момент подорвали заряд. Банкира буквально разнесло на куски. По такой же схеме 27 июля 90-го года РАФовцы попытались убить статц-секретаря МИДа ФРГ Ханса Нойзеля. Заряд тротила снес правую часть его «БМВ», и Нойзена спасло только то, что в тот день он отпустил шофера и сам вел машину.

В октябре 1990 года ГДГ исчезла с политической карты Европы. Эрих Мильке, курировавший РАФ его заместитель Герхард Найбер, 6 офицеров МГБ и осевшие в Восточной Германии террористы предстали перед судом. Казалось, теперь-то «Роте армее фракцион» должен был прийти конец. В полночь пасхального понедельника на 2 апреля 1991 года председатель берлинского Попечительского ведомства Детлеф-Карсен Роведдерт спустился на первый этаж своего особняка на окраине Дюссельдорфа. Он вошел в свой кабинет, зажег свет и сел в кресло-качалку напротив окна. Роведдерт последнее время редко появлялся дома, так как работал в Берлине. На пасху он вместе с женой вернулся отдохнуть в Дюссельдорф. Роведдерт планировал пробыть дома всего несколько дней, поэтому бронеавтомобиль и большую часть личной охраны оставил в Берлине. Сейчас он хотел немного поработать перед сном. Снайпер, спрятавшись в кустах у соседнего особняка прицелился в темную фигуру на фоне ярко освещенного окна и нажал на курок. Пуля раздробила позвоночник Роведдера и через мгновенье он был мертв. На шум в кабинет вбежала жена и тоже получила пулю, которую террорист всадил ей в предплечье. Обливаясь кровью, женщина смогла доползти до телефона и вызвать полицию. Ответственность за убийство взяла на себя «Команда имени «Ульриха Весселя».