Что такое стендап в scrum?
Первый принцип в Agile, на который опирается Scrum, гласит, что «люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов». В фреймворке это выражается в командных событиях. Ежедневная встреча всей команды называется Daily Scrum (или Daily meeting). На ней сотрудники обсуждают текущую ситуацию, чтобы каждый участник был синхронизирован с остальными. На практике последователи технологии пришли к тому, что собрание лучше проводить стоя. Так у встречи появилось название Daily Stand-up.
Стендап — это ежедневная встреча scrum-команды, включая scrum-мастера и часто владельца продукта. Она длится не более 15 минут и обычно проходит у доски с задачами. Каждый разработчик должен ответить на три вопроса: «Что я сделал вчера? Что я буду делать сегодня? Какие трудности у меня возникли?»
Публичный ответ на эти вопросы помогает сохранять процесс разработки прозрачным:
- разбираются задачи на день, так что каждый знает, кто над чем трудится;
- названная задача помогает определить взаимосвязи, например, когда результат работы одного разработчик будет зависеть от кода другого;
- сложности, если они возникают, решаются совместно. Когда быстро разобраться не получается, корректируются задачи в спринте, так что недоработки не будут неожиданностью на финише. Главное, что отклонение тоже учитывается и принимается.
На стендапе проверяется статус задач, это время не используется для выговоров.
Когда митинг проходит в компании, где не соблюдаются ценности Agile, или команда только начинает работать по Scrum, складывается другая картина.
Типичный неправильный стендап
Типичная ситуация — менеджер, переквалифицированный в product owner’а, должен узнать, какие отклонения от плана допускает команда. Разработчики не хотят отчитываться, вставать в кружок и вообще начинать говорить. Но раз теперь это не просто кабинет с теми, кто пилит проект, а scrum-команда, все формально встают, обмениваются фразами и расходятся по местам. Много ли смысла в такой встрече? По саркастичному тону понятно, что нет. Никто не слушал других, кроме менеджера, но хотя бы для него встреча не совсем безрезультатна. Он узнаёт, кто что делает и может выявить проблему.
Чтобы в стендапе был смысл, начинать нужно немного раньше. Авторы книги «Постигая Agile» видят решение в совместной разработке плана на спринт. Тогда обсуждение этого плана и сверка с ним, чем по сути и является стендап, превратится в совместное мероприятие.
Советы для эффективной встречи
У стендапа есть некоторые принципы, часть — ритуальные установки, остальное — самоощущение.
Сначала определимся с ролями:
- scrum-мастер на стендапе — организатор и ведущий, а не диспетчер задач,
- команда — активный участник этого собрания,
- владелец продукта понимает ситуацию с продуктом и дает это понимание команде, может рассказать ситуацию другим и работать над проектом с новыми вводными.
Теперь важные факторы для успешного митинга, от приземленного к абстрактному:
🔹Как в театре, важно единство места, времени и действия. Это значит, что площадка для встречи доступна и не имеет отвлекающих факторов. Если конференц-зал бронировать через отдел снабжения и везти туда доску, он — плохое место для стендапа.
🔹Время встречи ограничено 15 минутами. Многие команды опытным путем пришли к тому, что утро — оптимально, чтобы не разделять рабочий день на две части. Хотя правил нет, и все зависит от членов команды.
🔹С точки зрения действий, заведите правила для ответа: по кругу, алфавиту, может быть, цвету носков. Тогда scrum-мастеру не придется заставать врасплох следующего отвечающего.
🔹Организационных деталей можно придумать сполна: их количество зависит от креативности мастера. Кто-то будит сонную команду на стендап музыкой, кто-то подбирает саундтрек по целям спринта.
🔹В стендапе участвует вся команда, без опозданий.
🔹Встреча проходит стоя, без телефонов и другой техники, если она не требуется для пояснения задачи.
🔹Вопросы не пропускают и не замалчивают обнаруженную проблему. Если времени не хватило для решения на ходу, то задача не проработана. Возможно, пора исправить ошибку. Для этого планируется отдельное обсуждение.
🔹Соблюдаются все принципы Scrum. Даже когда команда состоит из начинающих и опытных разработчиков, между ними — уважение и равенство. Мнение новичка принимается во внимание так же, как специалиста.
🔹Выбранная задача — это ответственность за ее выполнение. Каждый дает обязательства своей команде. Здорово, когда каждый участник приходит к пониманию этого.
🔹Также существует практика приглашать на стендап стейкхолдеров в качестве наблюдателей. Понимание процесса формирует верные ожидания. Это полезно, когда такие встречи проходят изредка, но при злоупотреблении они влекут напряжение и излишний контроль.
🔹На первых порах scrum-мастер должен отмечать ситуации успеха, которые есть на стендапах. Например, обнаруженная ошибка или предложенная вовремя помощь.
🔹В начале пригодится и обратная связь от команды. Scrum-мастер может изменить даже общепринятые вещи, если они не работают в этой команде. Главное — достичь осмысленного общения и вовлеченности.