Торговые компании вместо инкассации наличных денег, стали их продавать третьим лицам. Из незаконно обналиченных 326 млрд руб. более половины приходится на физлиц и ИП.
Центробанк предупреждает банки, что компании и предприниматели перестали пользоваться банковской инкассацией и используют автосалоны, магазины, оптово-розничные рынки и логистические центры для незаконного обналичивания денег. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на письмо Банка России.
То есть, как отмечает регулятор, наличные средства, которые были получены в оплату проданных товаров и оказанных услуг, не инкассируются в банки, а продаются «третьим лицам – заказчикам наличных денег».
Эти заказчики, в свою очередь, за полученный «нал» осуществляют безналичные переводы на счета технических фирм, которые проводят транзитные операции по их переводу на счета компаний, передавших наличные деньги. При этом использование таких технических компаний осуществляется по различным основаниям.
То есть зачисление средств на их счет и последующее списание, по мнению регулятора, является признаками «транзитности» этих операций. Их размеры ЦБ не раскрывает, но указывает, что 38% из этих операций совершаются для последующего обналичивания денег.
Одновременно Банк России в своем письме отмечает, что такие схемы стали применяться по примеру «отдельных крупных кредитных организаций», которые в третьем квартале текущего года работали по «максимально оперативному выявлению и недопущению» таких операций в другие банки.
ЦБ отмечает, что эти банки еще не привели свои процедуры в соответствие с законом о противоборстве «отмыванию» средств.
По данным Банка России, объем сомнительных банковских операций за 2017 год составил 422 млрд руб., из которых незаконно обналичены были 326 млрд руб. В том числе более половины операций были проведены физическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП).
Регулятор описал алгоритм, по которому банки обнаруживают такие операции, и дал рекомендации по действиям при их распознавании.
В частности, Центробанк рекомендует задержать платеж на один операционный день и связаться с клиентом. Если подозрения в незаконности операции подтвердятся, банк должен отключить клиента от дистанционного обслуживания и запросить документы и разъяснения об экономической целесообразности проводимых операций.
Газета по данному вопросу не смогла получить комментарии у регулятора и большинства крупных банков. Однако представитель ВТБ сообщил изданию, что банк знает об этой рекомендации и привел свои системы и процедуры с ней в соответствие.
Также представитель Транскапиталбанка сообщил, что уже внедрен «ряд инструментов» в автоматизированную систему кредитной организации.