Сегодня рассмотрим крайне любопытное и прецедентное дело Верховного суда №16-КГ18-17. На него особенно стоит обратить внимание лицам фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность (далее ИП), но не зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Суть дела: Физическое лицо Махотенко А. И. сдавал в аренду помещения юридическому лицу. Гражданин в качестве ИП зарегистрирован не был, но НДФЛ платил. Налоговая провела выездную проверку, установила, что лицо занимается предпринимательской деятельностью и доначислила физическому лицу НДС. При этом не было факта привлечения лица к административной или уголовной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ позицию налогового органа поддержала.
Позиция Верховного Суда РФ (далее ВС РФ): Установлено, что помещения изначально предназначались для использования как торговые и расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых - торговая деятельность.
Торговля в этих помещениях связана с предпринимательским риском, который при наступлении неблагоприятных событий переносится на арендатора в виде неполучения ожидаемых доходов. Кроме того, арендодатель как собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения помещений, а также риски в случае возможного изменения экономической ситуации.
Таким образом, деятельность гражданина фактически является предпринимательской и на его доходы от сдачи помещений в аренду должен начисляться НДС.
Наше мнение: Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность предполагает выплату налога на сумму доказанного дохода, пени за просрочку и штрафы. В зависимости от размера полученного дохода лицо привлекается либо к административной ответственности (ст. 14.1 КоАП РФ), либо к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ), если лицо получило доход в крупном (от 1.5.млн рублей) или в особо крупном размере (от 6 млн рублей). Ранее под налогом на сумму доказанного дохода подразумевался исключительно НДФЛ и налоговые органы через суд пытались взыскать именно его.
Доначисление НДС лицу, осуществляющему незаконную предпринимательскую деятельность, абсолютно новый прецедент, но мы считаем, что оно может быть обоснованно.
Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Как правильно отметил ВС РФ, осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица или регистрации в качестве ИП на квалификацию деятельности в качестве предпринимательской не влияет. Если лицо получает доход от предпринимательской деятельности и при этом не применяет упрощенную систему налогообложения (потому что она носит заявительный характер и доступна только зарегистрированным лицам), ему могут доначислить все налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, в том числе и НДС.
А что же тогда здесь не так?
Налоговый орган в рамках ст. 31 НК РФ не имеет полномочий самостоятельно квалифицировать деятельность в качестве предпринимательской. В начале налоговый орган должен был подать заявление в суд о привлечении Гражданина Махотенко к административной или уголовной ответственности. Суд первой инстанции установил, что доказательств привлечения Махотенко А.И. к административной или уголовной ответственности ИФНС в материалы дела не представлено
В соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, к которым Махотенко А.И. не относился, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате НДС.
ВС РФ фактически указал, что можно «пропустить» процедуру привлечения физического лица к ответственности за незаконное предпринимательство и не взыскивать с него убытки в виде неуплаты налогов, штрафов и пеней, и напрямую дал право налоговому органу в ходе проверки доначислять налоги, плательщиком которых физическое лицо по общему правилу не является.
Необходимо учитывать, что ВС РФ в решении не рассматривал вопрос полномочий налогового органа по доначислению НДС физическому лицу и не ссылался ни на ст. 31 НК РФ, ни на п. 1 ст. 143 НК РФ. Также ВС РФ не касался вопроса, почему проверяющие в одном решении признали деятельность предпринимательской и доначислили НДС , хотя в рамках административного (уголовного) производства деятельность таковой не признана.
Что это значит для предпринимателей?
Для зарегистрированных в установленном порядке – ничего. Тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без регистрации немедленно стоит задуматься о легализации. Теперь даже если вы платите НДФЛ, для дополнительного стимулирования вашей легализации вам могут доначислить и НДС. ВС РФ не дал ответов на вопросы «как?» и «почему?» он пришел к такому решению, а это значит, что при отсутствии четких правил игры остается много неурегулированных вопросов, которые могут повернуться как в сторону налогоплательщика, так и в сторону налогового органа.