После 4-х дочерей подряд, 30 июля по старому стилю, а 12 августа 1904 года по новому стилю в царской семье Романовых родился долгожданный наследник. Он был назван в честь Московского святителя Алексия, о его рождении мать просила святого Серафима Саровского, но ни один из святых покровителей не смог защитить мальчика от уготованной ему судьбы.
Злосчастное наследство
Когда утихли торжества по случаю рождения наследника, а мальчик еще лежал в пеленках, выяснилось, что молитвы о даровании здорового сына исполнились лишь наполовину. Сын был. А со здоровьем возникли проблемы.
По линии матери Александры Федоровны, а точнее от ее бабушки, британской королевы Виктории, мальчик получил тяжелую наследственную болезнь - гемофилию. Носительницами генного заболевания являются женщины, а страдают от него их потомки мужского пола.
Одна из внучек Виктории, королева Испании передала заболевание сразу двоим своим сыновьям, прожившим на свете лишь 31 год и 20 лет. Двоюродная сестра императрицы Александры Федоровны тоже стала матерью двоих больных гемофилией принцев, младший из которых скончался в 4-х летнем возрасте.
Трудное детство
О том, что Алексей болен узнали, когда малышу было всего 2 месяца от роду. Пупочная ранка, которая у обычных детей заживает в считанные дни, едва не оборвала жизнь наследника в колыбели.
Вопреки распространенному мнению, наружный порез, рана или царапина не грозили Алексею ничем фатальным. Они быстро затягивались, тем более, что можно было наложить повязку, которая ускорит заживление. Гораздо опаснее были внутренние повреждения, ушибы мягких тканей, повреждения суставов, разбитый нос.
А какой ребенок растет без этих травм? Но там, где у обычного малыша возникает синяк, у Алексея развивалась большая опухоль, трудно рассасывающаяся, давившая на нервные окончания и вызывающая боли.
Особенно, если ударить локоть или колено. Тогда надолго царевич оказывался прикованным к постели, а нога или рука теряли подвижность и потом нуждались в длительной реабилитации.
Прогнозы медиков
Иногда он не мог спать, а морфий ему не давали, опасаясь за его интеллектуальное развитие. И подросший царевич просто не говоривший родителям, что он ударился, а лишь ставивший их перед фактом того, что сегодня он не может ходить, или не может согнуть руку, не страдал только тогда, когда терял сознание.
А как все дети Алексей обожал бегать, прыгать, шалить. Любил прогулки верхом, катание в лодке, игры со своей собакой и сестрами. В 1912 году он неудачно прыгнул с берега в лодку и ударился. На долгие месяцы болезнь приковала его к кровати. В этот раз доктора всерьез опасались за жизнь наследника и был издан специальный бюллетень для народа, не называвший диагноз. Мальчик не плакал, а лишь просил Бога о помощи.
Можно ли так уж винить его несчастную мать в том, что она благоволила к Григорию Распутину, который чудесным образом умел успокаивать страдания ее сына...
В 1917 году лейб-хирург Федоров, обследовавший Алексея, вынес вердикт, что наследник не проживет долее 16-ти летнего возраста. Ему на тот момент было 13 лет.
Характер и увлечения
Алексея обожали все: от сестер и родителей, до простой прислуги. И это не было раболепством перед венценосным ребенком.
"Мальчик с золотым сердцем" - так называли окружающие этого ребенка. Он взял от родителей лучшие внешние черты, болезнь не ожесточила его, а сделала лишь мягче и покладистее. Алексей проявлял успехи в учебе, особенно ему давались иностранные языки.
Но больше всего он любил то, что было ему наименее доступным: катание по перилам лестниц, верхоконные прогулки, спортивные игры.
Из еды этот ребенок предпочитал простые щи и кашу с черным хлебом. Ему их специально приносили из солдатской кухни Сводного полка. Алексей жалел, что их царская еда была не так вкусна, как эти простонародные блюда.
Наследник Николая II обожал все, что связано с военной службой. Во время Первой мировой войны он вместе с отцом посещал действующую армию, являлся шефом нескольких полков, был награжден Георгиевской медалью 4-й степени.
Неслучившийся царь
Николай II после февральской революции отрекся от престола. Сделал он это не только за себя, но и за своего сына. Почему? Наверное отец не хотел расставаться со своим ребенком и прекрасно понимал, что его сын просто не сможет удержать на плаву тонущий корабль Российской государственности. У него для этого не достанет сил, опыта, здоровья.
Последнее обострение болезни царевича случилось уже в Тобольской ссылке, зимой 1918 года. На ноги мальчик так и не поднялся, в подвал Ипатьевского дома его на руках нес отец, бывший Российский самодержец.
Прогноз придворного хирурга не сбылся. Алексей до шестнадцатилетия не дожил, его жизнь оборвалась в неполные 14 лет.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.