Комедийная импровизация - это глубокая партнёрская работа и чтобы игра была интересной и смешной есть ряд правил, с которыми я и предлагаю познакомиться.
Когда я начал заниматься импровизацией, то и не подозревал о том, что это целая наука, что есть ряд правил, благодаря которым уровень партнёрской игры выходит на новый уровень. И провал выступления моей первой команды был предначертан. Но получив первый негативный опыт, захотелось всё больше и больше погружаться в изучение импровизации.
Правил оказалось очень много, но все их можно свернуть к нижеизложенному списку.
1. На площадку нужно выходить с пустой головой!
Это правило означает, что не нужно стараться заранее придумать что-то. Нужно выйти и отталкиваться от того, что говорят или делают партнёры, или от предлагаемых обстоятельств, которые достались вам. Когда вы стараетесь придумать что-то заранее, то оно может идти вразрез с тем, что уже начал делать партнёр. Таким образом, вы или подставите партнёра, или не будете знать, что делать, так как сцена развивается не по вашему сценарию. Расслабьтесь и позвольте потоку импровизации проходить через вас, не губите его, пытаясь заранее что-то придумать.
2. Платформа "Кто? Что? Где?"
Наконец, вышли на площадку с пустой головой. "А что же делать дальше?"- спросите вы. Нужно сделать так, чтобы и вы, и ваш партнёр, а вдобавок и зритель поняли: Кто вы друг другу, Где вы находитесь и Что вы вместе делаете. В импровизации нет реквизита, нет выгородки, как в театре - всё это создается актёрами на сцене благодаря воображению и игре. И если не задать платформу, то может выйти так, что каждый актёр будет играть свой спектакль, а зритель вообще ничего не поймёт. Поэтому не забывайте в самом начале игры обозначить платформу.
3. "Да, и ..."
Пожалуй, это самое важное правило для командой импровизации, без которого не возможно обойтись! Что бы ваш партнёр ни сделал, что бы он ни сказал, вам просто необходимо согласиться с ним и добавить что-то от себя, дополняя его. В театре есть понятие "петелька-крючёчек": вам необходимо что-то дать партнёру, за что он сможет ухватиться, а затем он даст для вас что-то информативное. Это правило учит сдержанности, так как сильно бьет по эго начинающего импровизатора, из которого постоянно так и лезет желание предложить что-то поперек версии партнёра и прогнуть сцену под себя.
4. Помощь партнёру.
Как вы уже смогли понять, комедийная импровизация - это командная работа. И залог успеха в том, чтобы облегчить игру партнёрам по сцене. Сделать всё так, чтобы партнёру не приходилось "мучаться"на сцене, а наоборот, чтобы он расслаблялся и получал удовольствие от процесса. По сути, вам нужно сделать так, чтобы ваш партнёр стал звездой вечера, и партнёр будет делать то же самое для вас в ответ. Партнёр завис? Говорите и действуйте, пока он не отвиснет. Подскажите партнёрам, которые должны войти в сцену (а вы то уже на ней), кого вы ожидаете, или позовите конкретного персонажа, чтобы он пришёл. Примеров помощи партнёру можно привести множество. Кстати, правило "Да, и ... " тоже можно отнести к этому пункту, так как вы дополняете версию партнёра чем-то своим, помогая развивать её. Следующее правило тоже относиться сюда, но вынесено в отдельный пункт.
5. Не задавай открытых вопросов
Открытые вопросы - это вопросы на которые нужно партнёру додумывать ответ. Лучше задать вопрос, на который он сможет ответить да или нет. На самом деле это спорное правило, но для начинающих импровизаторов очень важно научиться замечать, когда они задают такие вопросы. Эти вопросы губительны и только мешают двигать сцену вперёд, заставляя историю топтаться на месте. Как я сказал, это правило спорно, и если знать как, то можно и нарушать это правило. А чтобы это сделать, добавляйте в свои вопросы и предложения как можно больше конкретики. Конкретика очень хорошо помогает партнёрам. Например, не "Зачем ты сюда пришёл?", а "Зачем ты сюда пришёл со стремянкой?". Но, повторюсь, чтобы нарушать это правило, начинающим импровизаторам просто необходимо научиться замечать: когда они и их партнёры задают подобные вопросы.
6. У каждого персонажа должна быть цель
Во время игры вы перестаете быть собой. Никому не интересно смотреть, какой вы человек, интересно смотреть на разнообразных персонажей, которых вы можете воплотить, насколько они будут разносторонними и разнообразными. И как у каждого из нас с вами, у персонажа должна быть своя цель. Он чего-то хочет и к чему-то стремиться. Пусть даже к чему-то обыденному, например, попить воды. И на пути к его цели всегда будут препятствия в виде внешних обстоятельств или вашего партнёра. Цель помогает развивать историю, а не бессмысленно стоять на месте.
7. События
Самое интересное правило и самое забываемое. Каждый раз, когда сцена заходит в тупик, создавайте внешние события, а в прочем, не дожидайтесь, пока сцена туда зайдет :) , создавайте заранее! Направленностей событий множество, я перечислю лишь некоторые из них: погоня (за вами кто-то гонится или вы кого-то преследуете), неожиданный визит (кто-то вот-вот должен прийти), стихийное бедствие (начинается ураган, ожидание падения метеорита - и вот уже кусочки начинают сыпаться с неба, и т.п.), поломка (сломалась машина, прорвало трубу, сгорел телевизор, погас свет, и т.д.). Вы сами можете дополнить этот список, собственно, предлагаю это сделать в комментариях! Так вы немножечко разомнете свой мозг и поможете всем, кто будет читать данную статью.
Пользуйтесь правилами и делайте интересную и смешную импровизацию.