Найти тему
Иван Иванов

Школа наизнанку: кнут и пряник.

Не так давно был свидетелем дискуссии двух педагогов по поводу одного ребенка. Суть проблемы состоит в том, что ребенок, 14-летний подросток, воспитываемый одинокой мамой, стал меньше ее слушаться, совершать поступки по своему усмотрению, а к посещению школы и выполнению уроков подходить сугубо формально. По сути ходит и выполняет, но по факту - нет.

Первый педагог был бескомпромиссным сторонником психологического метода воспитания, вообще исключающего какие бы то ни было формы давления, и опирающиеся только на уговоры, разъяснения и заинтересованность с определенными условиями.

Второй педагог был сторонником более конкретных методов воспитания, заключающихся в построении четкой линии обозначения проступков и достижений, а так же ответственности и поощрений за них.

Первый учитель приводил положительные примеры своего подхода к воспитанию исключительно на примере воспитания своего ребенка.

Второй учитель приводил результативные примеры своей работы в школе, а так же ссылался на большое количество известных и всеми признанных педагогов нашей страны и зарубежья.

Дискуссия была достаточно продолжительна и, несомненно, интересна. Однако и первый и второй учитель, в конечном итоге, сходились на применение одного и того же метода. Хотя и называли его иными словами, явно смягчающими истинное значение. Среди большинства людей этот метод знаком как "Метод кнута и пряника".

Сразу следует оговориться, что этот метод в разные исторические эпохи, в разных странах и среди разных социальных групп не исключал материального поощрения и физического наказания. Тем не менее он не обязательно состоит только из этих методов воздействия. Под методом кнута и пряника понимается способ обучения, воспитания или управления, базирующийся на использовании двух рычагов воздействия:

  • "Прянике" - помещении объекта воздействия в комфортные условия существования.
  • "Кнуте" - помещения того же самого объекта в некомфортные условия.

Что бы наглядно понять суть этого метода, предлагаю рассмотреть его на обучении домашнего питомца.

Чему бы мы не хотели научить нашего четвероногого любимца, мы всегда используем этот метод. Любители все воспринимают дословно. Дают сладости (пряник) или наказывают шлепком (кнут). Профессионалы же используют "кнут и пряник" более эффективными методами. Применяя, например, ласковые интонации голоса (пряник) или резкий давящий окрик (кнут). В обоих случаях при применении "пряника" питомец входит в зону комфорта и желает ее, а при применении "кнута" ощущает дискомфорт, опасность и пытается избежать ее.

Человек по своей биологической сути и по восприятию "комфорт-дискомфорт" ни чем не отличается от животных, к царству коих мы и относимся. Но имея более развитые способности восприятия информации, ее осмысления и анализа, а так же более высокоразвитую нервную систему, мы обладаем и большим разнообразием методов воздействия, часть из которых можно отнести к "прянику", а вторую часть - к "кнуту".

Вся человеческая жизнь и взаимоотношения в ней базируются и регулируются именно этими методами. С самого детства мы радуемся разного рода поощрениям и пытаемся добиться их вновь. Равно как боимся расстроить родителей или получить от них наказание и стараемся избежать неприятностей. Начав ходить в школу мы переживаем из-за двоек, которыми, как мы считаем, нас наказывают учителя и радуемся пятеркам, думая что так нас поощряют. Во взрослой жизни законы нашей страны вообще базируются исключительно на "пряниках" - методах поощрения и "кнутах" - методах устрашения.

Даже в выше обозначенном разговоре двух педагогов первый так или иначе использовал этот пресловутый метод. В своих примерах воздействия на ребенка посредством убеждений или попыток договориться, он обязательно использовал "пряник и кнут". Если сделаешь, то будет...., в противном случае получишь.....

Даже если пряники и кнуты при этом лишь последствия выбора ребенка. Все равно перед ним заранее ставятся условия комфортной и дискомфортной среды, в одну из которых он попадет.

На мой взгляд в воспитании и педагогике чрезмерно переоценена функция психологов, приверженцем коих и являлся первый учитель. Если знания и действия психиатра базируются в первую очередь на знании физиологии человека, а так же причинно-следственных связей, опирающихся на нее. То знания и действия психологов базируются на изысканиях других психологов, которые, в свою очередь ссылаются на третьих, а третьи - на четвертых и так далее...

Уверен, что профессия психолога может быть полезной и до какой-то степени эффективной. Однако, честно признаться, не встречал ни одного психолога, который опирался бы на показатели медицинских исследований головного мозга или нервной системы человека, на данные энцефалограмм, и тому подобное. И уж тем более никогда не встречал в своей практике психологов, опирающихся на биологические особенности реакции нервной системы человеческого организма. Основа работы психолога - использование усредненных результатов исследований реакции организма человека на конкретное воздействие в конкретной ситуации без учета физиологических процессов в организме.

Поэтому я принимаю сторону второго педагога и, подтверждая практическими результатами воспитания детей в частности и общения с людьми в целом, утверждаю, что наиболее эффективный метод по достижению конкретных результатов - это метод "кнута и пряника". Он же и единственный.

Однако изучив возможности организма человека и его нервной системы мы можем уйти от физических методов поощрения и наказания, применяя более гибкие разновидности этих же воздействий манипулируя состояниями комфорта и дискомфорта.

Но об этих методах поговорим в следующей статье.

Не стоит воспринимать за попытку манипуляции, но лайк, подписка на канал и комментарии оставят вашу совесть в зоне комфорта!

Предыдущая статья.

Последующая статья.