Разумное производство – это производство управляемое на основе профессиональных методов, по системам современного менеджмента. Но любая система должна состоять из конкретных элементов.
В данной статье мы приводим список из 24 основных элементов, которые должны быть встроены в систему управления любым производственным предприятием.
Блок 1. Стратегическое управление.
Элемент № 1. Четырехлетний цикл стратегического управления.
Элемент основывается на методике Теории ограничения систем Э. Голдратта. Когда у предприятия одна стратегическая цель — превратить за 4 года размер годовой выручки в размер годовой чистой прибыли.
Элемент № 2. Управление через ежегодные стратегические задачи.
На основе 4-х летней стратегической цели разрабатываются конкретные 4 стратегические задачи. По одной на каждый год. Усилия всех сотрудников в компании в течение года направляются на решение конкретной задачи.
Элемент № 3. Проектно-плановое управление.
Достижение каждой конкретной стратегической задачи обеспечивается за счет реализации конкретных проектов в течение года. Оптимальна следующая структура:
А) Сезонные проекты. Год разбивается на сезонные циклы. Каждый цикл — отдельный проект со всеми вытекающими обстоятельствами.
Б) Проекты реструктуризации. Все что требуется изменить в организации в течение текущего года.
Блок 2. Операционное управление.
Элемент № 4. Единая система ключевых показателей.
Основывается на системе сбалансированных показателей, адаптированных к производственному управлению. После фиксации ключевых показателей к ним привязывается все планы и решения. Планирование, денежные выплаты персоналу, премии и т.п.
Элемент № 5. Проектный офис.
Каждый проект проходит через специальный проектный офис. Даже если офис состоит из одного человека. Главная задача офиса — разработка и контроль реализации каждого проекта организации.
Элемент № 6. Процессный подход.
Все постоянные задачи и операции строго регламентируются и включаются в единую систему процессного управления.
Блок 3. Производственное управление.
Элемент № 7. Сбалансированная система производственного планирования.
ССПП — планирование на основе показателей. Нет ничего страшного в том, что какие-то мощности будут простаивать. Цель — не локальный оптимум. А достижение стратегической задачи.
Элемент № 8. Управление через системные ограничения.
Использование алгоритма теории ограничения систем. Необходимо найти конкретное производственное ограничение и обеспечить его максимальную загрузку.
Элемент № 9. Поточное вытягивающее производство.
Бережливое производство во всей красе. Отказ от островной системы и переход к поточному производству.
Блок 4. Управление логистикой.
Элемент № 10. Система буферных запасов.
Разработка системы расчета буферных запасов, которые исходят из планов продаж и дальнейшее поддержание запасов в установленном объеме. Отказ от “накоплений” продукции про запас.
Элемент № 11. Бережливое хранение.
Нет ничего хуже потерь готовой продукции на складе. Операционные потери должны стремиться к нулю.
Элемент № 12. Формат “Супермаркет”.
Система складирования строится из принципа доступности каждого продукта или ингредиента “на полке” в любое время. Без возможности накопления остатков и запасов.
Блок 5. Финансовое управление.
Элемент № 13. Бюджет ориентированный на результат.
Система бюджетирования рассчитывается на основе задач получения доходов. Под которые планируются программы расходов, а не наоборот.
Элемент № 14. Управленческий “бережливый” учет.
Внедрение внутренней системы управленческого учета, который основывается на принципах “бережливого производства” и теории ограничения систем. Отказ от построения системы которая зависит только от бухгалтерского и налогового учета.
Элемент № 15. Система денежных показателей.
Разработка системы “рентабельности денег”. Четкие замеры стоимости входящих денег, расходов на хранение и оборачиваемость.
Блок 6. Управление персоналом.
Элемент № 16. Система мотивационных KPI.
На основе единых ключевых показателей разрабатывается система денежной мотивации. Происходит отказ от “штрафной системы” оплаты труда — не платим если KPI не достигается. И внедряется мотивационная система — оплата за каждый процент достижения KPI.
Элемент № 17. Бережливый кадровый резерв.
Подготовка собственных сотрудников выгоднее и эффективнее найма. Любой, кто обладает ценностью для Компании должен об этом знать и включаться в систему развития этого таланта с дальнейшим повышением в должности.
Элемент № 18. Система карьерного лифта.
Оргструктура компании, должности, ротации должны учитывать нематериальные карьерные ценности сотрудников. Необходима система с минимально короткими циклами повышения должностей или изменения зоны ответственности.
Блок 7. Маркетинг.
Элемент № 19. Система целевого маркетинга.
Точное знание клиента — ключевой элемент маркетинга. Вместо разработки общих портретов клиентов (мужчины-женщины от 20 до 40 лет), осуществляется разработка серии конкретных аватаров клиентов.
Элемент № 20. “Предложение мафии”.
Достижение такого уровня управления и эффективности маркетингом, которое позволяет предложить на рынок продукт или сервис, который существенно отличается от всех аналогов и которые сложно будет сразу повторить конкурентам.
Элемент № 21. Экспертное продвижение.
Нет ничего важнее лояльных к бренду постоянных покупателей. Лучший путь для этого — повышение экспертности компании в глазах потенциальных клиентов.
Блок 8. Управление продажами.
Элемент № 22. Система алгоритмических продаж.
Необходимы четкие алгоритмы сделок. Все элементы, шаги, ответвления должны строго регламентироваться. Каждый шаг клиента должен просчитываться.
Элемент № 23. Автоматизированная обработка заявок.
Часто наибольшие потери составляет именно потеря заявки. Когда любой, кто обращается в Компанию воспринимается не как клиент. С этой целью необходимы автоматизированные решения обработки каждой заявки или даже простого обращения в Компанию.
Элемент № 24. Партнерское продвижение.
Целевое построение сети из партнеров, с помощью которых увеличивается охват клиентов.
Cкачать статью в PDF