Найти тему
Судострой

Зачем России ледоколы на СПГ

Оглавление

Для работы на Северном морском пути "Росатом" планирует построить четыре ледокола на сжиженном природном газе (СПГ). Что стоит за новым проектом, и каковы его перспективы – читайте в рассказе ТГД.

Ледокол на СПГ для "Атомфлота" / Иллюстрация: Aker Arctic Technology
Ледокол на СПГ для "Атомфлота" / Иллюстрация: Aker Arctic Technology

Разговоры о создании ледокольного судна, использующего газ в качестве топлива, для работы на Севморпути идут не первый год. Некоторое время назад они получили реальное подтверждение.

Работы по созданию проекта ледокола на СПГ с 2017 года выполняет финское бюро Aker Arctic Technology. С российской стороны заказчиком выступает ФГУП "Атомфлот", входящее в госкорпорацию "Росатом".

Технические параметры

Известно, что новый ледокол, получивший индекс ЛК-40, будет создаваться на основе проекта Aker ARC 123. Мощность на винтах у судна составит 40 МВт. Впрочем, новый руководитель "Атомфлота" Мустафа Кашка допустил в ходе недавней конференции Offshore Marintec Russia, что мощность может быть увеличена до 44 МВт.

Длина судна составит 160 м, ширина – 31,5 м. Минимальная осадка будет равна 8,5 м. Автономность по топливу будет достигать 30 суток.

Помимо этого, ледокол ЛК-40 будет обладать хорошей ледопроходимостью. По замыслу создателей, он сможет преодолевать лёд толщиной 2,85 м при постоянной скорости 2 узла.

Изюминка судна будет заключаться в его энергетической установке. Предполагается, что она будет двухтопливной. Ледокол сможет работать, как на дизельном топливе, так и на СПГ.

Бункеровка ледоколов на СПГ будет производиться в порту Сабетта. Сжиженного газа там в избытке. Уже работают две линии производства СПГ проекта "Ямал СПГ" компании "Новатэк". В ближайшее время ожидается запуск третьей.

Согласно данным корпоративного издания Aker Arctic, новые ледоколы будут работать на Севморпути в районе Карского моря, Обской губы и устья Енисея.

Назад в прошлое

Впрочем, помимо топлива, судно будет не таким уж и инновационным. Так, вопреки моде, ледокол будет приводиться в движение не полноповоротными винторулевыми колонками, а по классической схеме – с валом и винтом.

Предполагается, что ЛК-40 будет иметь три валолинии с винтами фиксированного шага диаметром 6 м.

Как пояснил Мустафа Кашка, винторулевая колонка для Арктики – не всегда лучшее решение. Одно время на них была мода, сейчас идёт переосмысление.

Финский прототип

Ледокол на СПГ Polaris / Фото: Arctia Oy
Ледокол на СПГ Polaris / Фото: Arctia Oy

Ближайшим аналогом нового российского проекта является пока что единственный в мире действующий ледокол на СПГ Polaris.

Судно было спроектировано тем же бюро Aker Arctic Technology. Постройка ледокола проекта Aker ARC 130 завершилась в Хельсинки в 2016 году. Эксплуатацией ледокола на СПГ занимается финская госкомпания Arctia Oy.

От российского потомка Polaris отличается несколько меньшими размерами. Его длина составляет 110 м, ширина – 24 м. Осадка достигает 8 м. Ледопроходимость также уступает – 1,8 м на скорости 3,5 узла.

Ещё одно важное отличие между двумя ледоколами на СПГ – автономность. Если финский проект готов продержаться на одной заправке до 10 суток, россиянин готов колоть лёд без бункеровки на 20 суток дольше.

Широкие планы

Ледоколы "Арктика" и "Сибирь" у достроечной набережной Балтийского завода / Фото: ТГД
Ледоколы "Арктика" и "Сибирь" у достроечной набережной Балтийского завода / Фото: ТГД

Строить новые газовые ледоколы предполагается на российских верфях. В настоящее время "Росатом" рассылает дизайн-проект по верфям для определения индикативных цен на постройку четырех ЛК-40.

В целом, планы у атомщиков далеко идущие. Для обеспечения бесперебойного функционирования Севморпути госкорпорация, помимо уже трёх строящихся ЛК-60 проекта 22220 и продления ресурса действующих атомных судов, рассчитывает получить до 2025 года девять новых ледоколов.

В это число входят два дополнительных (четвёртый и пятый) универсальных атомных ледокола ЛК-60, четыре ледокола на СПГ ЛК-40 и три мощнейших атомных ледокола ЛК-120 "Лидер" проекта 10510.

Если Вам понравился текст, поделитесь им в социальных сетях.

Наука
7 млн интересуются