Для работы на Северном морском пути "Росатом" планирует построить четыре ледокола на сжиженном природном газе (СПГ). Что стоит за новым проектом, и каковы его перспективы – читайте в рассказе ТГД.
Разговоры о создании ледокольного судна, использующего газ в качестве топлива, для работы на Севморпути идут не первый год. Некоторое время назад они получили реальное подтверждение.
Работы по созданию проекта ледокола на СПГ с 2017 года выполняет финское бюро Aker Arctic Technology. С российской стороны заказчиком выступает ФГУП "Атомфлот", входящее в госкорпорацию "Росатом".
Технические параметры
Известно, что новый ледокол, получивший индекс ЛК-40, будет создаваться на основе проекта Aker ARC 123. Мощность на винтах у судна составит 40 МВт. Впрочем, новый руководитель "Атомфлота" Мустафа Кашка допустил в ходе недавней конференции Offshore Marintec Russia, что мощность может быть увеличена до 44 МВт.
Длина судна составит 160 м, ширина – 31,5 м. Минимальная осадка будет равна 8,5 м. Автономность по топливу будет достигать 30 суток.
Помимо этого, ледокол ЛК-40 будет обладать хорошей ледопроходимостью. По замыслу создателей, он сможет преодолевать лёд толщиной 2,85 м при постоянной скорости 2 узла.
Изюминка судна будет заключаться в его энергетической установке. Предполагается, что она будет двухтопливной. Ледокол сможет работать, как на дизельном топливе, так и на СПГ.
Бункеровка ледоколов на СПГ будет производиться в порту Сабетта. Сжиженного газа там в избытке. Уже работают две линии производства СПГ проекта "Ямал СПГ" компании "Новатэк". В ближайшее время ожидается запуск третьей.
Согласно данным корпоративного издания Aker Arctic, новые ледоколы будут работать на Севморпути в районе Карского моря, Обской губы и устья Енисея.
Назад в прошлое
Впрочем, помимо топлива, судно будет не таким уж и инновационным. Так, вопреки моде, ледокол будет приводиться в движение не полноповоротными винторулевыми колонками, а по классической схеме – с валом и винтом.
Предполагается, что ЛК-40 будет иметь три валолинии с винтами фиксированного шага диаметром 6 м.
Как пояснил Мустафа Кашка, винторулевая колонка для Арктики – не всегда лучшее решение. Одно время на них была мода, сейчас идёт переосмысление.
Финский прототип
Ближайшим аналогом нового российского проекта является пока что единственный в мире действующий ледокол на СПГ Polaris.
Судно было спроектировано тем же бюро Aker Arctic Technology. Постройка ледокола проекта Aker ARC 130 завершилась в Хельсинки в 2016 году. Эксплуатацией ледокола на СПГ занимается финская госкомпания Arctia Oy.
От российского потомка Polaris отличается несколько меньшими размерами. Его длина составляет 110 м, ширина – 24 м. Осадка достигает 8 м. Ледопроходимость также уступает – 1,8 м на скорости 3,5 узла.
Ещё одно важное отличие между двумя ледоколами на СПГ – автономность. Если финский проект готов продержаться на одной заправке до 10 суток, россиянин готов колоть лёд без бункеровки на 20 суток дольше.
Широкие планы
Строить новые газовые ледоколы предполагается на российских верфях. В настоящее время "Росатом" рассылает дизайн-проект по верфям для определения индикативных цен на постройку четырех ЛК-40.
В целом, планы у атомщиков далеко идущие. Для обеспечения бесперебойного функционирования Севморпути госкорпорация, помимо уже трёх строящихся ЛК-60 проекта 22220 и продления ресурса действующих атомных судов, рассчитывает получить до 2025 года девять новых ледоколов.
В это число входят два дополнительных (четвёртый и пятый) универсальных атомных ледокола ЛК-60, четыре ледокола на СПГ ЛК-40 и три мощнейших атомных ледокола ЛК-120 "Лидер" проекта 10510.
Если Вам понравился текст, поделитесь им в социальных сетях.