Найти в Дзене
Benefit Daily

Регулирование криптовалют в Израиле

Криптовалюты пришли в Израиль в 2012 году и к началу 2014 года набрали огромную популярность. Стремительно начали появляться банкоматы с сервисом обмена биткоинов, биткойн-кафе, ну и конечно же, криптобиржи. И это всё происходило на фоне правового криптовалютного вакуума. Для поддержки участников крипторынка была создана некоммерческая организация «Израильская биткойн-ассоциация». Она была призвана решать проблемы, возникающие при обороте криптовалюты в условиях отсутствия правового регулирования.

В феврале 2014 года власти Израиля выступили с заявлением, в котором предостерегали граждан от использования криптовалюты. В ответ «Израильская биткойн-ассоциация» заявила, что криптобиржи в Израиле сотрудничают с правоохранительными органами и идентифицируютсвоих клиентов, чтобы свести возможность мошенничества к минимуму.

В 2015 году Тель-Авив стал одним из первых городов, где биткоином можно расплачиваться в некоторых магазинах, ресторанах, детских садах, юридических агентствах. Причем не только в Израиле, но и на всём Ближнем Востоке.

В январе 2017, спустя почти три года, Налоговое управление Израиля опубликовало официальный циркуляр, определяющий порядок и правила налогообложения операций с криптовалютами, в котором криптовалюты классифицировались как имущество и не признавались валютой или оборотным средством.

В июне 2017 года Окружной суд Тель-Авива вынес постановление против криптобиржи Bits of Gold, подавшей иск на Bank Leumi за отказ в обслуживании. Один из крупнейших финансовых институтов Израиля объяснил свое решение невозможностью соблюдать законы по отмыванию средств. Суд встал на сторону банка.

В сентябре 2017 Израильская Комиссия по ценным бумагам (ISA) стала исследовать целесообразность регулирования ICO, а также соответствие этой сферы законодательству страны о ценных бумагах.

В ноябре 2017 года Комиссия по ценным бумагам Израиля (ISA) заявила, что не собирается запрещать рынок первичных размещений монет (ICO). При этом технология блокчейн, по ее мнению, должна регулироваться отдельной нормативно-правовой базой.

Позже, в ноябре 2017 года, Министерство финансов Израиля объявило о создании рабочей группы по изучению цифровых валют. В ее состав вошли руководители крупных аудиторских компаний и профессиональных ведомств.

В январе 2018 власти Израиля собирались обязать компании, которые покупают и продают криптовалюту, отчитываться о доходах и убытках точно так же, как это происходит в случае с любыми другими активами. Но никаких законов принято не было.

Позже, в январе 2018, года Банк Израиля заявил, что не считает биткоин и другие криптоактивы валютами. Тогда же заместитель главы центробанка Надин Бадо-Трахтенберг подчеркнула, что криптовалюта должна рассматриваться как финансовый актив.

В феврале 2018 года налоговая служба Израиля приравняла криптовалюты к финансовым активам. С этого момента криптовалютные инвесторы должны были платить налог на прирост капитала в размере 25%. Эти правила касались как криптобирж, так и других компаний, работающих с цифровыми активами. Их деятельность с этого момента облагалась налогом на добавленную стоимость 17%.

В марте 2018 Комитет по оценке и регулированию ICO Управления ценными бумагами Израиля отказался признать биткоин ценной бумагой.

Регулирование сегодня

Израиль является активным участником криптомира с большим количеством криптоактивистов, проводящих ICO, открывающих криптобиржи и занимающихся другими видами деятельности, связанными с блокчейном и криптовалютами. Сегодня на израильском рынке оперируют более 60-ти криптокомпаний, одобренных правительством. Однако до сих пор в стране не было установлено четкого регулирования, поскольку принятие закона по криптовалютам и блокчейну, запланированное на 1 июня 2018 года, было отложено как минимум на четыре месяца и до сих пор не было объявлено.

Решение правительства отложить принятие закона на неопределенный срок вызвало массу недовольства со стороны участников криптобизнеса, так как криптосообщество с нетерпением ожидало появления регулирования.

Таким образом, криптовалютный рынок в Израиле продолжает существовать и работать без нормативной базы. Это может привести к тому, что финтех-компании будут развиваться медленно, а новые блокчейн-стартапы появятся позже, чем планировалось.

Однако сейчас криптовалютная деятельность все же находится под надзором налоговых органов и соответствующие законы должны соблюдаться игроками рынка.

В соответствии с действующим израильским законодательством криптовалюты не признаются в качестве валюты или оборотного средства, налоговое управление страны классифицирует их как ценное имущество. Таким образом, продажа криптовалют рассматривается государством как продажа имущества и доход от сделки облагается налогом на доход от капитала. Если же такие операции выполняются агентом регулярно и являются основанием для регистрации бизнеса, то соответствующий доход облагается подоходным налогом. Помимо этого, все сделки по продаже криптовалют в обязательном порядке облагаются НДС. Сделки, которые оплачены с помощью криптовалюты, рассматриваются как бартерные.

Тем не менее, Израиль остается привлекательной юрисдикцией для ведения криптобизнеса. Страна открыта к внедрению инноваций и готова помогать финтех-стартапам. Кроме того, существуют налоговые льготы для криптокомпаний. Ими можно воспользоваться, если инвестировать в исследования и разработки (R&D) не менее 7% от дохода или зарегистрировать компанию в Иерусалиме или некоторых северных областях.