МРОТ по регионам — величина, которая может оказываться существенно разной в зависимости от того, какие правила для ее определения используются. Рассмотрим, как устанавливается региональный МРОТ, какова его взаимосвязь с аналогичным федеральным показателем и какие конкретно значения он принимает в регионах.
Правила установления МРОТ в регионах
Помимо минимального размера платы за труд, определяемого на общероссийском уровне, возможно также принятие регионального значения этой величины (ст. 133.1 ТК РФ). По регионам МРОТ может вводиться для всех категорий трудящихся лиц, за исключением тех, кто работает в организациях, финансирующихся за счет средств бюджета Федерации. Для последних МРОТ всегда равен его федеральному значению.
Региональный минимум будет действителен только в пределах установившего его региона. Для его величины допустимой является дифференциация в зависимости от источников финансирования, масштабов, конкретного района и видов деятельности работодателей. Но при этом она не может оказаться меньше значения, установленного для федерального минимума.
По регионам МРОТ принимается решением 3-сторонней комиссии, состоящей из представителей правительства субъекта РФ, работников (профсоюзов) и работодателей. Это решение становится обязательным для исполнения всеми работодателями региона, если они в течение 30 дней с даты его опубликования не представят руководству субъекта РФ письменный отказ от выполнения этого решения. Для работодателей, отказавшихся применять введенный в регионе МРОТ, будет действовать федеральное значение этого показателя.
ТК РФ (ст. 133 и 133.1) при определении минимального размера платы за труд обязывает ориентироваться на уровень прожиточного минимума. Однако для МРОТ, вводимого на общероссийском уровне, это требование до 01.05.2018 не соблюдалось. Между тем многие регионы, определяя свой собственный минимум платы за труд, исходили как раз из величины прожиточного минимума. Поэтому региональный МРОТ в субъектах РФ, применяющих районный коэффициент или надбавки к зарплате, оказывался установленным уже с учетом этих доплат. Однако Конституционный суд (постановление от 07.12.2017 № 38-П) указал, что это неверно: все вышеуказанные доплаты не должны входить в величину МРОТ, а начисляются на нее дополнительно.
Последствия обновления федерального МРОТ-2018 (в т. ч. с 1 мая) для регионов
Особое значение для регионального МРОТ имеет условие о том, что он не может быть меньше федерального значения аналогичного показателя. Связано это с тем, что повышение последнего может приводить к тому, что установленная регионом величина фактически не сможет применяться.
Федеральный МРОТ в 2018 году был повышен дважды: с 01.01.2018 (до 9 489 руб.) и с 01.05.2018 (до 11 163 руб.). На первую из этих дат он снова оказался ниже прожиточного минимума, несмотря на то, что алгоритм, увязывающий эти 2 значения, к тому времени уже был установлен законодательно (закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 421-ФЗ). Ставшее уже традиционным для федерального уровня соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом привело к тому, что в регионах, ориентирующихся при установлении своего МРОТ как раз на минимальный уровень жизни, изменения в размере минимума платы за труд потребовались только для тех ситуаций, где применялся федеральный МРОТ: для неприсоединившихся к региональному соглашению работодателей;
- лиц, финансирующихся из федерального бюджета;
- случаев, когда минимум законом региона был установлен равным федеральному;
- расчетов, требующих применения установленного по стране в целом МРОТ.
Т. е. основные правила, предусматриваемые региональными соглашениями, на начало 2018 года продолжили свое действие.
На вторую дату значение МРОТ оказалось выросшим настолько, что во многих регионах превысило ту величину, которая согласно региональному соглашению должна была применяться в субъекте РФ. Т. е. рост общероссийского МРОТ с 1 мая 2018 года по регионам привел к тому, что во многих из них региональный минимум сравнялся с федеральным. При этом некоторые из региональных соглашений утратили возможность применения, и не все из них оказались замененными на обновленные варианты такого документа.
Таким образом, МРОТ с 1 мая по регионам становится либо соответствующим федеральному, либо очень близким к нему по величине, что приводит к выравниванию этого показателя по РФ в целом. Разницу в его фактической величине обусловливают применяемые в регионе доплаты (районный коэффициент или надбавки к зарплате).
Таблица значений регионального МРОТ
Таблицу величин МРОТ на 2018 год по регионам можно увидеть на нашем сайте.
Приведенные в ней на 2 даты (01.01.2018 и 01.05.2018) суммы наглядно отражают процесс сближения величин МРОТ-2018 по регионам, несмотря на то, что примерно 1/3 из них вообще не принимала региональный документ о таком минимуме, а в тех соглашениях, которые в субъектах заключены, излагаются разные правила его установления.
Например, МРОТ в Волгоградской области в 2018 году с 1 января равнялся 11 228 руб. для организаций, получающих финансирование не из бюджета, исходя из того, что он устанавливается равным 1,2 суммы прожиточного минимума (региональное соглашение о минимуме зарплаты от 05.07.2016 № С-272/15). Такое же его значение действительно на 01.05.2018. В то же время МРОТ для лиц с бюджетным финансированием на 01.01.2018 составлял 9 489 руб., а 01.05.2018 вырос до 11 163 руб. Т. е. в Волгоградской области МРОТ с 1 января 2018 года для структур коммерческой направленности был заметно выше, чем для бюджетников, а на 01.05.2018 они практически сравнялись. Аналогичная ситуация имеет место в отношении МРОТ-2018 в Ростовской области. Только там минимальная плата за труд для лиц, финансируемых не из бюджета, составляет 11 828,4 руб.
В Белгородской области МРОТ с 1 января 2018 года соответствует федеральному значению этого показателя, поскольку его величина по региональному соглашению на 2017–2019 годы (принято 20.12.2016) должна отвечать прожиточному минимуму, а сумма последнего на обе ключевые для МРОТ даты 2018 года (1 января и 1 мая) оказалась ниже федерального минимума платы за труд.
В Пермском крае МРОТ в 2018 году с 1 января имел 2 значения: 10 804 руб. (по прожиточному минимуму) для организаций, финансируемых не из бюджета, и 9 489 руб. для лиц с бюджетным финансированием (региональное соглашение от 11.11.2016 № СЭД-01-37-89). С 01.05.2018 разницы между минимумами для вышеуказанных лиц нет, т. к. федеральный МРОТ превысил прожиточный минимум по региону. Аналогичная ситуация сложилась с МРОТ и в Нижегородской области: с 1 января 2018 года здесь тоже действовали 2 значения этого минимума (10 000 руб. и 9 489 руб.), взамен которых с 01.05.2018 применяется только одна ее величина (11 163 руб.), соответствующая общероссийскому.
В Самарской обл. МРОТ с 1 января 2018 года, так же как и с 01.05.2018, равняется его федеральному значению, поскольку региональное соглашение в этом регионе не принималось.
МРОТ в Москве с 1 января 2018 года и с 01.05.2018 имеет ту же величину, которая действует с 4-го квартала 2017 года (18 742 руб.), т. к. его сумма хотя и пересматривается ежеквартально в соотношении с прожиточным минимумом (региональное соглашение от 15.12.2015), но не может снижаться, даже если прожиточный минимум уменьшился.
МРОТ 2018 года в Севастополе подчиняется действию 2 региональных документов:
- соглашения от 28.12.2017 № 5-17, по которому минимум платы за труд на 1 января равен 9 500 руб. для коммерческих структур и 9 489 руб. для бюджетников;
- соглашения от 04.04.2018 № 1-18, повысившего с 01.05.2018 МРОТ для лиц, финансируемых не из бюджета, до 11 200 руб. и тем самым почти сравнявшего его с минимумом, действующим с этой же даты для бюджетников.
В отношении МРОТ-2018 в Ставропольском крае действует постановление об этом показателе, заключенное в 2016 году, согласно которому его величина привязана к прожиточному минимуму. Однако на обе ключевые для МРОТ даты 2018 года региональный прожиточный минимум имеет значение ниже федерального МРОТ.
МРОТ в Хабаровском крае с 01.01.2018 был установлен равным его федеральной величине, поскольку суммы (они дифференцировались по районам края), предусмотренные для него региональным соглашением от 29.12.2017, принятым на 2018 год, оказались ниже общероссийского минимума, примененного с районными коэффициентами и надбавками. Следующее изменение общероссийского МРОТ-2018 окончательно свело на нет возможность применения регионального соглашения о минимальной плате за труд, и оно было расторгнуто 01.05.2018.
Итоги
Регионы РФ вправе вводить собственный минимум платы за труд, но не ниже общероссийского. К его величине должны применяться региональные коэффициенты и надбавки. Осуществленное дважды в течение 2018 года увеличение федерального МРОТ привело к тому, что во многих регионах, определивших порядок введения своего минимума, региональные правила фактически перестали действовать и величина МРОТ в них с 01.05.2018 сравнялась с общероссийским.