В июле 2017 года был принят Федеральный закон № 212‑ФЗ, которым впервые с апреля 2009 года были внесены изменения в «факторинговую» главу 43 Гражданского кодекса РФ.
С 1 июня 2018 года, когда они вступили в силу, понятия «факторинг», «договор факторинга» и «фактор» стали официальными, стал возможен факторинг без финансирования, права и обязанности в договоре факторинга теперь должны быть описаны более четко, а дебитор не сможет избежать общения с фактором.
По словам Виктора Вернова (АФК, «Открытие Факторинг»), данные изменения – хороший сигнал для рынка и отражение того, что факторинг прочно и официально встал в один ряд с кредитными продуктами с точки зрения государства и экономики в целом. В то же время эксперт советует воздержаться от излишней эйфории и завышенных ожиданий. «Было бы крайне оптимистично считать, что изменения законодательства автоматически приведут к росту рынка, это, конечно, не так, – подчеркивает эксперт. – Потребуется от года до двух-трех лет для того, чтобы значительно расширить перечень покупателей, работающих с данным инструментом. Убежден, что сейчас это основная задача рынка и любые усилия, направленные на создание экосистемы либо платформы для покупателей, будут оправданы».
Кирилл Покровский (МКБ) считает, что глобальных изменений ждать не стоит, поскольку большинство внесенных правок уже назрели и фактически описывают сложившуюся культуру делового оборота по факторингу. Хотя при этом есть и такие правки, которые расширяют область применения факторинга.
Говоря о факторах, которые будут определять господствующие тенденции на рынке факторинга в ближайшем будущем, Кирилл Покровский (МКБ) называет макроэкономику, развитие электронных технологий, а также совершенствование факторинга в сегменте госконтрактов.
Дальнейшее развитие факторингового рынка будет зависеть от степени заинтересованности в данном продукте со стороны ведущих госбанков, считает Мария Зинина («Эксперт РА»). По ее мнению, на данный момент есть все основания полагать, что рынок продолжит и в дальнейшем расти не менее чем на 10% в год. При этом основными драйверами будут выступать такие факторы, как повышение доступности факторинга в новых отраслях, например нефтегазовой, химической, энергетической, и замещение кредитных продуктов факторинговыми.
«Тот, кто сможет максимально упростить процесс запуска факторинговой сделки для клиента и сделает работу понятной и прозрачной для дебиторов, имеет наибольшие шансы захватить рынок, – уверен Виктор Вернов (АФК, «Открытие Факторинг»). - Думаю, уже в течение ближайших лет рынок сможет увидеть, обеспечивает ли подобный подход конкурентные преимущества».
Если вам понравилась статья - подписывайтесь на канал Национального Банковского Журнала ставьте лайк и делитесь информацией в соцсетях с друзьями.