Есть в Париже улица с удивительным названием rue du Cherche-Midi - рю дю Шерш-Миди, «ищи полдень». И это не узкий переулок, не тупик на два дома, а полноценная транспортная артерия в центре Парижа. Так, например, Шерш-Миди - одна из улиц, по которой бродит Д’Артаньян, предаваясь мечтам о Констанции.
Не обошлось, конечно, и без реальных исторических событий: в доме №44 в 1813 году подростком проживал Виктор Гюго. За двадцать лет до него в том же доме обитал министр юстиции эпохи Французской революции Доминик Жозеф Гара. Именно Гара вынес Людовику XIV смертный приговор, приведенный в исполнение на следующий же день, 21 января 1793 года.
Особый интерес может вызвать дом нашего теперь уже соотечественника - Жерара Депардье. В 1994 году он приобрел бывший особняк барона Шамбона, реконструировал его под свои вкусы и выставил на продажу в 2012. Покупатель до сих пор не найден.
В 19-20 веках на улице Шерш-Миди располагалась одноименная военная тюрьма, где в 1812 судили генерала Мале за попытку государственного переворота (пока Наполеон сражался под Бородино), а в 1894 состоялся процесс над капитаном Дрейфусом (знаменитое «дело Дрейфуса»). Тюрьму снесли в 1966, и на ее обломках теперь гордо сверкает стеклом и металлом Высшая школа социальных наук.
Откуда взялось такое необычное название, Шерш-Миди, доподлинно никто уже не скажет. Наиболее популярная версия гласит, что одна из уличных вывесок изображала солнечные часы. C 1675 года на одном из уличных домов действительно находится барельеф, на котором изображен астроном, измеряющий с помощью компаса угол солнечных часов.
Свой след улица оставила и в языке: chercher midi à quatorze heures, «искать полдень в 2 часа пополудни», гласит французская пословица. Буквальное ее значение - напрасно все усложнять, искать трудности, там где их нет, из ничего сделать проблему. Например, коллеге-перфекционисту, который в сотый раз перерисовывает презентацию и никак не может удовлетвориться результатом, вы можете сказать:
- C'est déjà parfait, je te dis—pourquoi cherches-tu midi à quatorze heures ?
- Послушай, все и так отлично, к чему такие сложности?
Строго говоря, в сельских регионах Европы сутки нередко отсчитывали с момента захода солнца. При таких подсчетах полдень никак не может совпасть с двумя часами пополудни (ведь в этих широтах не может быть заката в полночь). Это ещё один вариант происхождения поговорки.
А между тем поиски полудня навели Илью Эренбурга на мрачные строки:
Над Парижем грусть. Вечер долгий.
Улицу зовут «Ищу полдень».
Кругом никого. Свет не светит.
Полдень далеко, теперь вечер.
Такое экзистенциальное прочтение резко контрастирует с французскими концептами joie de vivre и art de vivre, искусством лёгкости бытия. С другой стороны, экзистенциализм тоже придумали французы... Но мне, пожалуй, пора прекратить искать полдень в два часа пополудни.