“Планы — бесполезны, планирование — бесценно.”
Дуайт Девид Эйзенхауэр
Я не считаю себя хорошим лектором и уж тем более тренером. Но иногда я провожу небольшие (до 2 часов) семинары или мастер-классы. В этой статье я делюсь своими записками, которые я сделал для собственной подготовки.
1. Подготовка к мастер-классу
1.1. Цель мастер-класса
Сформулировать письменно:
- Свою цель проведения мастер-класса:
- Какова цель вашего выступления, основная причина того, что вы проводите мастер-класс?
- Какой результат вы хотите получить?
- Почему вы хотите получить это результат?
- Какую пользу вы получите от этого мастер-класса?
- Какие действия вы хотите, чтобы слушатели предприняли после мастер-класса?
- Что вы хотите, чтобы они думали и чувствовали об этой теме впоследствии?
- Цель посещения мастер-класса слушателями (... узнать, научиться, …; контрольный вопрос: в какой момент моей профессиональной карьеры мне был бы интересен и полезен такой мастер-класс).
1.2. Исследования
- Исследование аудитории (в идеале - подготовка, рассылка, сбор и обработка Анкет слушателей):
- На сколько они знакомы с темой мастер-класса,
- Кто они: кем работают, какой у них опыт работы в профессиональной области мастер-класса
- Какую терминологию можно использовать во время мастер-класса,
- Какие у них потребности и сомнения,
- Для чего (с какой целью) они пришли на мастер-класс
- ….
- Исследование темы:
- Книги по теме
- Курсы, лекции, мастер-классы других эксперторв
- Статьи
- Материалы на форумах
- Что даёт поиск по ключевым словам
Результат: списки ссылок с комментариями
1.3. Анализ содержания мастер-класса
1.3.1. Первый цикл анализа мастер-класса
Шаг первый
Классифицируйте свой мастер-класс по виду, типу и уровню сложности:
- Виды (цели) мастер-классов (семинаров):
- для информации
- для развлечения
- для понимания
- Типы мастер-классов:
- Практический
- Теоретический
- Уровни сложности мастер-классов:
- Содержание понимается слушателем без усилий, мастер-класс не содержит ничего такого, что нельзя понять немедленно.
- Информация поначалу не усваиваются в полном объеме и требует от слушателя дополнительных усилий для понимания.
Шаг второй
Передайте целостную суть своего мастер-класса в одном предложении или максимум в двух (в рамках краткого абзаца): определите тему и основную мысль.
Шаг третий
Перечислите основные части (разделы) мастер-класса, покажите, как они организованы в единое целое, в каком порядке расположены относительно друг друга и всего мастер-класса.
Шаг четвертый
Перечислите какие проблемы вы затрагиваете. Мастер-класс должен содержать сообщение (желательно оригинальное) - вы должны начинать с рассмотрения проблемы, заканчивая её решением. Мастер-класс посвящен решению конкретных проблем, крайне желательно связать эту проблему с проблемой бизнеса, для решения, которой осуществляется рассматриваемая на мастер-классе настройка.Мастер-класс может содержать один или несколько ответов для одной проблемы.
Финальным результатом первого цикла подготовки становится выявление основных проблем, которые стремится решить автор в своём мастер-классе.
1.3.2. Второй цикл анализа мастер-класса
Первый шаг
Составьте список ключевых слов своего мастер-класса. Дайте им определения или напишите пояснения для слушателей, что эти слова значат.
Шаг второй
Отметьте наиболее важные слайды и определите утверждения, которые они содержат.
Третий шаг
Сформулируйте основные предлагаемые решения, рекомендации.
1.4. Планирование выступления
- Всегда и во всем:
- Рассказать, что вы собираетесь рассказать
- Рассказать это
- Рассказать, что вы рассказали
- Укрупненный план (готов)
- Детальный план с таймингом по 10 минут
- Сделайте карточки с планом выступления и /или ключевыми словами
1.5 Подготовка к выступлению
- Обязательно прослушать одну-две аудиокниги по публичным выступлениям (например, Радислава Гандапаса).
- Подготовка начала мастер-класса:
- Самопрезентация
- Представление и опрос слушателей
- Приёмы, шутки
Вступление
- Поприветствовать и поблагодарить аудиторию за присутствие
- Создать интерес к мастер-классу (см. ниже)
- Сообщить тему семинара
- Проинформировать, когда вы будете отвечать на вопросы
- Рассказать про логистику мастер-класса: расписание, питание, напитки, туалеты и т.д.
- Упражнение - растопить лёд - пожать руки …
7 способов начать выступление, чтобы вызвать интерес
- Презентовать проблему, которая нуждается в решении
- Презентовать общую цель
- Задать риторический вопрос
- Сделать шокирующее заявление
- Рассказать собственную историю
- Сравнить или провести контраст между способами решения или условиями
- Пообещать преимущества или пользу от слушания
- Подготовка завершения мастер-класса (как финального, так и перед перерывом)
- Текст резюме мастер-класса
- Первый шаг для тех, кто решил применить
- Опрос слушателей: достижение целей, удовлетворенность, …
- Подготовка к управлению эмоциями
- Эмоциональные истории
- Шутки
- Приёмы
1.6. План Б
- Если сломался компьютер: копии материалов (1) на флешке, (2) в облаке
- Если пропал доступ к системе: скриншоты
- Если сломался проектор
1.7. i-Подготовка
- Хорошо покушайте (но не переедайте)
- Не упортребляйте алкоголь, слишком ного кофе и сладкого, чтобы не быть слишком возбужденными
- Прогуляйтесь перед сном, чтобы экстравертироваться и лучше спать
- Будьте опрятны
- Оденьтесь и обуйтесь соответствующим способом, чтобы простоять на ногах спокойно долгое время
- Не надевайте новую одежду или обувь
2. Проведение мастер-класса
2.1 Утром в день выступления
2.1.1. Преодоление нервозности
Советы по преодолению нервозности:
- Думайте о том, как хорошо будете себя чувствовать после
- Найдите в теме что-то, что захватывает вас
- Закройте глаза и несколько раз медленно глубоко вдохните
- Закройте глаза и представьте себя, проводящего отличное выступление
- Перед выступлением сделайте несколько физических упражнений
- Напишите причины, почему вы нервничаете
- Повторяйте снова и снова: “Я смогу это сделать!”
2.1.2. Проверка
- Исследование места выступления (посидеть на всех крайних местах)
- Проверка технической готовности
2.2. Во время выступления
2.2.1. Содержание выступления
- Убедитесь в том, что ваш голос достаёт до последних рядов аудитории
- Будьте осторожны в выборе шуток (раса, религия, культура, аудитория)
- Если аудитория настроена враждебно, оставайтесь вежливым
- Вовлекайте аудиторию через вопросы и упражнения
- Отвечайте на вопросы, никогда не расстраивайтесь из-за вопросов
- Следите за таймингом, положите часы и план перед собой
- Если вы ошиблись, проигнорируйте это и продолжайте выступление или вернитесь к этому, чтобы вызвать смех в аудитории
- Самое важное: “Не старайтесь быть тем, кем или чем вы не являетесь”
2.2.2. Энергетика выступления
- Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
- Останавливайтесь в драматическом моменте
- Увеличивайте скорость, чтобы показать накал страстей
- Делайте паузу, чтобы произвести эффект или что-то подчеркнуть
- Передвигайтесь, чтобы не терять интерес аудитории
- Стойте прямо
- Улыбайтесь, когда говорите о приятном и наоборот
- Если аудитория заскучала, вызывайте энтузиазм
2.2.3. Зрительный контакт
- Смотрите на аудиторию, когда вы выступаете, общайтесь со всеми, особое внимание дальним рядам и крайним местам
- Если аудитория небольшая - смотрите на каждого человека недолго
- Если аудитория большая - смотрите на маленькие группы, переходя взглядом от одной к другой
- Посмотрите на аудиторию прежде, чем начать мастер-класс
- Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
- Не читайте план (сценарий) выступления - используйте карточки
3. После выступления
Останьтесь после мастер-класса и пообщайтесь со слушателями.
Получите обратную связь от:
- Слушателей:
- заполнение Анкет обратной связи
- слушайте внимательно отзывы, записывайте; оставьте свои контакты для отзывы
- Организаторов
- Самого себя: будьте честны перед собой, что получилось, что нет, что понравилось, что надо будет изменить (запишите!)
На что обратить внимание:
- Аудитория получила, что она хотела от мастер-класса?
- Как они смогут использовать освещенную тему после мастер-класса?
- Вели ли и звучали ли вы себя уверенно?
- Достаточно ли громко вы говорили?
- Ответили ли вы на все вопросы?
- Понравилось ли вам?
Обязательно:
- сохраните все материалы,
- максимально всё запишите, не надейтесь на свою память
- проведите честную работу над ошибками.
4. Работа с сопротивлениями
4.1.Основы понятия сопротивления
Определение сопротивления
Сопротивление в мастер-классе - противодействие тренеру
Сопротивление чаще всего выражается в том, что участник или группа участников не соглашается с какой-либо идеей (утверждением) или отказывается что-либо сделать.
В сопротивлении есть свои плюсы, однако на мастер-классах, которые являются по своей сути краткосрочными занятиями, сопротивление лучше снижать.
Причины сопротивления по Фрейду
- Недоверие
- Страх
- Протест
- Желание сохранить статус кво
- Перенос (трансфер)
1) Недоверие: участники не всегда доверяют актуальности и глубине знаний тренера, его опыту.
Рецепт: переписываем информацию о себе, хорошо готовим элеватор-питч, уделяя особое внимание актуальности темы мастер-класса, глубине ваших знаний по ней и широте опыта.
2) Страх: участники боятся упражнений, опасаются показаться не успешными, продемонстрировать свою некомпетентность и несостоятельность.
Рецепт: следим и думаем ...
3) Протест: люди протестуют, что их заставили пойти на этот мастер-класс.
Маловероятно, но может быть и у нас.
4) Желание сохранить статус кво: желание сохранить свои убеждения, своё положение, свой стиль поведения, тяготиться необходимостью перемен.
Рецепт: думаем, что “задеваем” в своём мастер-классе, как это обойти.
5) Перенос: перенос негативного отношения к руководителю на тренера.
Рецепт: .... учимся и запоминаем
Цели плохого поведения по Р. Дрейкурсу
(цель поведения: описание поведения)
- Внимание: постоянные попытки сосредоточить другого человека на себе, заставить его думать и заботиться о себе, получить от него одобрение и похвалу.
- Сила и Власть: постоянные попытки сделать по своему, настоять на своем, управлять, доказать свою силу и значимость.
- Месть: постоянные попытки причинить психологическую боль, критика, сарказм, насмешки, стремление принизить, задеть, уничтожить, чтобы отплатить зло, причиненное ранее другими людьми.
- Покой: постоянные попытки отклониться от активности, сохранить свою изолированность, не включаться в процесс; стремление к покою часто обусловлено страхом проявить несостоятельность.
Формы проявления сопротивления по З. Фрейду
- Мантия усилия: комментирование каждого слова тренера (случай из практики и т.п);
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, Месть, Покой;
для работы подходят техники - Согласие, Гейша, Капитуляция, Предоставление особой роли, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.
- Черная дыра: тихий разговор двух участников (отказываются делиться вслух со всеми), как вариант - уткнуться гаджет;
проявляется как Саботаж;
цели: Внимание;
для работы подходят техники - Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба.
- Молчание: “мне пока ничего не приходит в голову” (отвечает участник на любой вопрос)
проявляется как Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть
для работы подходят техники - Гейша, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.
- Высмеивание: попытки поставить происходящее в смешном свете, как карикатуру.
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть;
для работы подходят техники - Согласие, Гейша, Капитуляция, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.
- Уклонение и уход: отвлечение на бытовые темы, переключения на “частые и мудрые размышления”
проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;
цели: Покой, но это могут быть также Внимание, Сила и Власть, иногда Месть;
для работы подходят техники - Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.
4.2. Причины сопротивления
Причины вторичного сопротивления
- Затягивание времени: люди часто привыкли жить быстрее, чем проходит мастер-класс, когда некуда девать энергию люди начинают сопротивляться.
- Неточность: неточность формулировок вызывает непринятие и и возмущение.
- Отсутствие признание со стороны тренера: если в начале мастер-класса участник представился “важным”, а вы его не похвалили, не спросили, не …, ждите “обратки”.
- Малая информативность: если до первого кофе-брейка участники не получили ни крупицы ценной информации, жди сопротивления ...
- Отсутствие интриги: если участникам не любопытно, что будет дальше, то жди пассивных форм сопротивления.
- Заражение: помимо скуки тренер может заразить группу раздражением, беспокойством, неуверенностью в себе, унынием, … ; тренер может заразить группу своим собственным сопротивлением.
- Интервенция: нарушение границ другого человека вызывает сопротивление.
- Обман ожиданий: если обещания не выполнены, сопротивление тренеру обеспечено.
4.3. Общий алгоритм работы с сопротивлением
(1) Гейша или Согласие
(2) Определить цель
(3) Применить соответствующую технику:
- Внимание: Особая роль, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий
- Сила и власть: Капитуляция, Особая роль, Просьба, Сепаратные переговоры
- Месть: Просьба, Марк Аврелий, Особая роль, Сепаратные переговоры
- Покой: Сепаратные переговоры, Марк Аврелий, Особая роль