Найти тему

Шпаргалка по подготовке и проведению мастер-класса

Оглавление

“Планы — бесполезны, планирование — бесценно.”
Дуайт Девид Эйзенхауэр

Я не считаю себя хорошим лектором и уж тем более тренером. Но иногда я провожу небольшие (до 2 часов) семинары или мастер-классы. В этой статье я делюсь своими записками, которые я сделал для собственной подготовки.

1. Подготовка к мастер-классу

1.1. Цель мастер-класса

Сформулировать письменно:

  • Свою цель проведения мастер-класса:
  • Какова цель вашего выступления, основная причина того, что вы проводите мастер-класс?
  • Какой результат вы хотите получить?
  • Почему вы хотите получить это результат?
  • Какую пользу вы получите от этого мастер-класса?
  • Какие действия вы хотите, чтобы слушатели предприняли после мастер-класса?
  • Что вы хотите, чтобы они думали и чувствовали об этой теме впоследствии?
  • Цель посещения мастер-класса слушателями (... узнать, научиться, …; контрольный вопрос: в какой момент моей профессиональной карьеры мне был бы интересен и полезен такой мастер-класс).

1.2. Исследования

  • Исследование аудитории (в идеале - подготовка, рассылка, сбор и обработка Анкет слушателей):
  • На сколько они знакомы с темой мастер-класса,
  • Кто они: кем работают, какой у них опыт работы в профессиональной области мастер-класса
  • Какую терминологию можно использовать во время мастер-класса,
  • Какие у них потребности и сомнения,
  • Для чего (с какой целью) они пришли на мастер-класс
  • ….
  • Исследование темы:
  • Книги по теме
  • Курсы, лекции, мастер-классы других эксперторв
  • Статьи
  • Материалы на форумах
  • Что даёт поиск по ключевым словам

Результат: списки ссылок с комментариями

1.3. Анализ содержания мастер-класса

1.3.1. Первый цикл анализа мастер-класса

Шаг первый

Классифицируйте свой мастер-класс по виду, типу и уровню сложности:

  • Виды (цели) мастер-классов (семинаров):
  • для информации
  • для развлечения
  • для понимания
  • Типы мастер-классов:
  • Практический
  • Теоретический
  • Уровни сложности мастер-классов:
  • Содержание понимается слушателем без усилий, мастер-класс не содержит ничего такого, что нельзя понять немедленно.
  • Информация поначалу не усваиваются в полном объеме и требует от слушателя дополнительных усилий для понимания.

Шаг второй

Передайте целостную суть своего мастер-класса в одном предложении или максимум в двух (в рамках краткого абзаца): определите тему и основную мысль.

Шаг третий

Перечислите основные части (разделы) мастер-класса, покажите, как они организованы в единое целое, в каком порядке расположены относительно друг друга и всего мастер-класса.

Шаг четвертый

Перечислите какие проблемы вы затрагиваете. Мастер-класс должен содержать сообщение (желательно оригинальное) - вы должны начинать с рассмотрения проблемы, заканчивая её решением. Мастер-класс посвящен решению конкретных проблем, крайне желательно связать эту проблему с проблемой бизнеса, для решения, которой осуществляется рассматриваемая на мастер-классе настройка.Мастер-класс может содержать один или несколько ответов для одной проблемы.

Финальным результатом первого цикла подготовки становится выявление основных проблем, которые стремится решить автор в своём мастер-классе.

1.3.2. Второй цикл анализа мастер-класса

Первый шаг

Составьте список ключевых слов своего мастер-класса. Дайте им определения или напишите пояснения для слушателей, что эти слова значат.

Шаг второй

Отметьте наиболее важные слайды и определите утверждения, которые они содержат.

Третий шаг

Сформулируйте основные предлагаемые решения, рекомендации.

1.4. Планирование выступления

  • Всегда и во всем:
  • Рассказать, что вы собираетесь рассказать
  • Рассказать это
  • Рассказать, что вы рассказали
  • Укрупненный план (готов)
  • Детальный план с таймингом по 10 минут
  • Сделайте карточки с планом выступления и /или ключевыми словами

1.5 Подготовка к выступлению

  • Обязательно прослушать одну-две аудиокниги по публичным выступлениям (например, Радислава Гандапаса).
  • Подготовка начала мастер-класса:
  • Самопрезентация
  • Представление и опрос слушателей
  • Приёмы, шутки

Вступление

  • Поприветствовать и поблагодарить аудиторию за присутствие
  • Создать интерес к мастер-классу (см. ниже)
  • Сообщить тему семинара
  • Проинформировать, когда вы будете отвечать на вопросы
  • Рассказать про логистику мастер-класса: расписание, питание, напитки, туалеты и т.д.
  • Упражнение - растопить лёд - пожать руки …

7 способов начать выступление, чтобы вызвать интерес

  • Презентовать проблему, которая нуждается в решении
  • Презентовать общую цель
  • Задать риторический вопрос
  • Сделать шокирующее заявление
  • Рассказать собственную историю
  • Сравнить или провести контраст между способами решения или условиями
  • Пообещать преимущества или пользу от слушания
  • Подготовка завершения мастер-класса (как финального, так и перед перерывом)
  • Текст резюме мастер-класса
  • Первый шаг для тех, кто решил применить
  • Опрос слушателей: достижение целей, удовлетворенность, …
  • Подготовка к управлению эмоциями
  • Эмоциональные истории
  • Шутки
  • Приёмы

1.6. План Б

  • Если сломался компьютер: копии материалов (1) на флешке, (2) в облаке
  • Если пропал доступ к системе: скриншоты
  • Если сломался проектор

1.7. i-Подготовка

  • Хорошо покушайте (но не переедайте)
  • Не упортребляйте алкоголь, слишком ного кофе и сладкого, чтобы не быть слишком возбужденными
  • Прогуляйтесь перед сном, чтобы экстравертироваться и лучше спать
  • Будьте опрятны
  • Оденьтесь и обуйтесь соответствующим способом, чтобы простоять на ногах спокойно долгое время
  • Не надевайте новую одежду или обувь

2. Проведение мастер-класса

2.1 Утром в день выступления

2.1.1. Преодоление нервозности

Советы по преодолению нервозности:

  • Думайте о том, как хорошо будете себя чувствовать после
  • Найдите в теме что-то, что захватывает вас
  • Закройте глаза и несколько раз медленно глубоко вдохните
  • Закройте глаза и представьте себя, проводящего отличное выступление
  • Перед выступлением сделайте несколько физических упражнений
  • Напишите причины, почему вы нервничаете
  • Повторяйте снова и снова: “Я смогу это сделать!”

2.1.2. Проверка

  • Исследование места выступления (посидеть на всех крайних местах)
  • Проверка технической готовности

2.2. Во время выступления

2.2.1. Содержание выступления

  • Убедитесь в том, что ваш голос достаёт до последних рядов аудитории
  • Будьте осторожны в выборе шуток (раса, религия, культура, аудитория)
  • Если аудитория настроена враждебно, оставайтесь вежливым
  • Вовлекайте аудиторию через вопросы и упражнения
  • Отвечайте на вопросы, никогда не расстраивайтесь из-за вопросов
  • Следите за таймингом, положите часы и план перед собой
  • Если вы ошиблись, проигнорируйте это и продолжайте выступление или вернитесь к этому, чтобы вызвать смех в аудитории
  • Самое важное: “Не старайтесь быть тем, кем или чем вы не являетесь

2.2.2. Энергетика выступления

  • Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
  • Останавливайтесь в драматическом моменте
  • Увеличивайте скорость, чтобы показать накал страстей
  • Делайте паузу, чтобы произвести эффект или что-то подчеркнуть
  • Передвигайтесь, чтобы не терять интерес аудитории
  • Стойте прямо
  • Улыбайтесь, когда говорите о приятном и наоборот
  • Если аудитория заскучала, вызывайте энтузиазм

2.2.3. Зрительный контакт

  • Смотрите на аудиторию, когда вы выступаете, общайтесь со всеми, особое внимание дальним рядам и крайним местам
  • Если аудитория небольшая - смотрите на каждого человека недолго
  • Если аудитория большая - смотрите на маленькие группы, переходя взглядом от одной к другой
  • Посмотрите на аудиторию прежде, чем начать мастер-класс
  • Варьируйте тон, звук, скорость и эмоции, чтобы не быть монотонным
  • Не читайте план (сценарий) выступления - используйте карточки

3. После выступления

Останьтесь после мастер-класса и пообщайтесь со слушателями.

Получите обратную связь от:

  • Слушателей:
  • заполнение Анкет обратной связи
  • слушайте внимательно отзывы, записывайте; оставьте свои контакты для отзывы
  • Организаторов
  • Самого себя: будьте честны перед собой, что получилось, что нет, что понравилось, что надо будет изменить (запишите!)

На что обратить внимание:

  • Аудитория получила, что она хотела от мастер-класса?
  • Как они смогут использовать освещенную тему после мастер-класса?
  • Вели ли и звучали ли вы себя уверенно?
  • Достаточно ли громко вы говорили?
  • Ответили ли вы на все вопросы?
  • Понравилось ли вам?

Обязательно:

  • сохраните все материалы,
  • максимально всё запишите, не надейтесь на свою память
  • проведите честную работу над ошибками.

4. Работа с сопротивлениями

4.1.Основы понятия сопротивления

Определение сопротивления

Сопротивление в мастер-классе - противодействие тренеру

Сопротивление чаще всего выражается в том, что участник или группа участников не соглашается с какой-либо идеей (утверждением) или отказывается что-либо сделать.

В сопротивлении есть свои плюсы, однако на мастер-классах, которые являются по своей сути краткосрочными занятиями, сопротивление лучше снижать.

Причины сопротивления по Фрейду

  • Недоверие
  • Страх
  • Протест
  • Желание сохранить статус кво
  • Перенос (трансфер)

1) Недоверие: участники не всегда доверяют актуальности и глубине знаний тренера, его опыту.

Рецепт: переписываем информацию о себе, хорошо готовим элеватор-питч, уделяя особое внимание актуальности темы мастер-класса, глубине ваших знаний по ней и широте опыта.

2) Страх: участники боятся упражнений, опасаются показаться не успешными, продемонстрировать свою некомпетентность и несостоятельность.

Рецепт: следим и думаем ...

3) Протест: люди протестуют, что их заставили пойти на этот мастер-класс.

Маловероятно, но может быть и у нас.

4) Желание сохранить статус кво: желание сохранить свои убеждения, своё положение, свой стиль поведения, тяготиться необходимостью перемен.

Рецепт: думаем, что “задеваем” в своём мастер-классе, как это обойти.

5) Перенос: перенос негативного отношения к руководителю на тренера.

Рецепт: .... учимся и запоминаем

Цели плохого поведения по Р. Дрейкурсу

(цель поведения: описание поведения)

  • Внимание: постоянные попытки сосредоточить другого человека на себе, заставить его думать и заботиться о себе, получить от него одобрение и похвалу.
  • Сила и Власть: постоянные попытки сделать по своему, настоять на своем, управлять, доказать свою силу и значимость.
  • Месть: постоянные попытки причинить психологическую боль, критика, сарказм, насмешки, стремление принизить, задеть, уничтожить, чтобы отплатить зло, причиненное ранее другими людьми.
  • Покой: постоянные попытки отклониться от активности, сохранить свою изолированность, не включаться в процесс; стремление к покою часто обусловлено страхом проявить несостоятельность.

Формы проявления сопротивления по З. Фрейду

  • Мантия усилия: комментирование каждого слова тренера (случай из практики и т.п);

проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;

цели: Внимание, Сила и Власть, Месть, Покой;

для работы подходят техники - Согласие, Гейша, Капитуляция, Предоставление особой роли, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.

  • Черная дыра: тихий разговор двух участников (отказываются делиться вслух со всеми), как вариант - уткнуться гаджет;

проявляется как Саботаж;

цели: Внимание;

для работы подходят техники - Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба.

  • Молчание: “мне пока ничего не приходит в голову” (отвечает участник на любой вопрос)

проявляется как Саботаж;

цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть

для работы подходят техники - Гейша, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.

  • Высмеивание: попытки поставить происходящее в смешном свете, как карикатуру.

проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;

цели: Внимание, Сила и Власть, но чаще всего это Месть;

для работы подходят техники - Согласие, Гейша, Капитуляция, Сепаратные переговоры, Просьба, марк Аврелий, Использование энергии группы, Использование внешних сил.

  • Уклонение и уход: отвлечение на бытовые темы, переключения на “частые и мудрые размышления”

проявляется как Спор, Бунт и даже Саботаж;

цели: Покой, но это могут быть также Внимание, Сила и Власть, иногда Месть;

для работы подходят техники - Гейша, Уточнение, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий.

4.2. Причины сопротивления

-2

Причины вторичного сопротивления

  • Затягивание времени: люди часто привыкли жить быстрее, чем проходит мастер-класс, когда некуда девать энергию люди начинают сопротивляться.
  • Неточность: неточность формулировок вызывает непринятие и и возмущение.
  • Отсутствие признание со стороны тренера: если в начале мастер-класса участник представился “важным”, а вы его не похвалили, не спросили, не …, ждите “обратки”.
  • Малая информативность: если до первого кофе-брейка участники не получили ни крупицы ценной информации, жди сопротивления ...
  • Отсутствие интриги: если участникам не любопытно, что будет дальше, то жди пассивных форм сопротивления.
  • Заражение: помимо скуки тренер может заразить группу раздражением, беспокойством, неуверенностью в себе, унынием, … ; тренер может заразить группу своим собственным сопротивлением.
  • Интервенция: нарушение границ другого человека вызывает сопротивление.
  • Обман ожиданий: если обещания не выполнены, сопротивление тренеру обеспечено.

4.3. Общий алгоритм работы с сопротивлением

(1) Гейша или Согласие
(2) Определить цель
(3) Применить соответствующую технику:

  • Внимание: Особая роль, Сепаратные переговоры, Просьба, Марк Аврелий
  • Сила и власть: Капитуляция, Особая роль, Просьба, Сепаратные переговоры
  • Месть: Просьба, Марк Аврелий, Особая роль, Сепаратные переговоры
  • Покой: Сепаратные переговоры, Марк Аврелий, Особая роль

4.4. Техники работы с сопротивлением

-3
-4