Найти в Дзене
дневник ролевика

Меч как продолжение руки: соединяем в одно целое клинок и латную рукавицу

Оглавление

Восток, а особенно Китай и Индия, подарил миру массу всякого крайне оригинального оружия. Если делать по статье на каждую колюще-рубящую приспособу, порожденную танцующим индийским гением, то эдак жизни не хватит ))

Но среди всего сонмища порою откровенно странных предметов вооружения встречались весьма логичные и изящные в своей гениальности решения. Одним из них была пата (не путать со спатой) - меч, составляющий одно целое с латной рукавицей и даже наручем!

Конструкция паты

Пата имеет длинный прямой клинок уплощенного сечения, всеми характеристиками напоминающий клинок типового европейского меча. Длина - в среднем 70-80 см, есть упоминания о патах с клинком в метр (!).

Этот клинок жестко соединялся с бронированным "кулаком", прикрывавшим тыльную сторону кисти. Кулак, в свою очередь, плавно переходил в стальной латный наруч, защищавший руку почти до локтя.

Длинная пата
Длинная пата

Здесь интересно то, что меч не "входит" под наруч, а приклепывается к передней части бронекулака. Держат хвату, как катар - хватом, перпендикулярным линии клинка. Его еще иногда называют тычковым.

-3

История

Пата появилась в Индии примерно в XVII веке - это позднее оружие. Интересно, что клинки на первые паты индусы предпочитали ставить европейские - золингеновские, толедские, миланские. (Да, вот расскажите мне сейчас про все возможности восточных булатов и дамасков.) Ничего странного в этом нет - с технологической точки зрения пата довольно сложное оружие, требующее от оружейника высокого уровня мастерства.

В отличие от многих других видов восточного вооружения, пата - клинок боевой и сугубо функциональный, хотя существовали, разумеется, и парадные варианты. Вот, например, такой:

-4

Вообще, кстати, при изготовлении подобных мечей для раджей и всяких местных императоров были очень популярны мотивы хищных зверей и рыб, при этом клинок высовывался из пасти, как будто язык.

Боевое применение

Пата применялась в основном как кавалерийский меч, в частности, считалась "фирменным" оружием легкой кавалерии царства маратхов. Подробных описаний стиля боя патой не сохранилось, но исходя из конструкции можно сделать два вывода:

1. Длинный клинок и "тычковый" хват делают ее крайне удобной для колющего удара.

2. Способ крепления клинка - на заклепках - и тот же тычковый хват превращают ее в не слишком подходящее оружие для сильных рубящих ударов. Если со всего размаху ударить таким мечом по чему-то очень твердому - клинок может и отвалиться, у него ведь нет хвостовика.

-5

С кавалеристами маратхов, сражавшимися патой, англичане столкнулись в XVIII веке, а окончательно одолели их в XIX. Сохранилось свидетельство офицера британской армии, который однажды увидел показательное выступление пешего воина, вооруженного патой. Британец описывал технику как "танцующую", включающую большое число круговых ударов и оборотов вокруг своей оси - но совсем не факт, что то, что он видел, было именно боевым фехтованием, а не чистой воды показухой.

Древняя армия индусов эпохи феодализма
Древняя армия индусов эпохи феодализма

Для европейских стилей фехтования, в которых часто пренебрегают защитой руки ради большей гибкости запястий, пата решительно не годится. Европейский фехтовальщик очень зависит от гибкости своих запястий, знаете ли. Но здесь нужно отметить, что развесовка паты такова, для хорошего удара, скорее всего, нужно использовать энергию разворота корпуса - оттого воин-маратх, которого видел британец, и использовал "вальсирующую" танцевальную технику.

Зато пата очень хорошо подходит для мечевой рубки, позволяя забыть про безопасность руки и пальцев и полностью отдаться сражению.