Найти тему
"Броня"

Jagdpanzer VI Jagdtiger «Ягдтигр» - самый мощный истребитель танков

Оглавление

Хотя Jagdtiger, или «Тигр-охотник», имел наиболее мощное вооружение и бронирование из всех боевых машин, применявшихся во Второй мировой войне, его огромный вес, высокий расход горючего и ненадежный двигатель ограничивали его ценность на поле боя.

Немецкое Министерство вооружений с 1943 г. и до конца войны придерживалось несколько стран ной практики, когда внедрение нового проекта танка сопровождалось созданием на его базе истребителя танков‚ оснащенный более мощным орудием с ограниченным углом горизонтальной наводки. В конце 1943 г., когда тяжелый танк Тіgеr II был почти готов к запуску в производство, в разработке, находился Jagdpanzer VI Jagdtiger.

Чертеж истребителя танков «Ягдтигр»
Чертеж истребителя танков «Ягдтигр»

В октябре 1943 г. была построена стальная модель танка Jagdtiger, а в июле 1944 г. началось его производство. К концу войны было выпущено и передано в войска всего около 70 машин. Все они были собраны на заводе «Нибелунгверк» в г. Санкт-Валентин, Германия. Причин ограниченности серии было много, включая союзные бомбардировки, которые постоянно тормозили выпуск. высокая себестоимость изделия и затраты времени на производство, требование удлинить корпус танка Tiger II на 260 мм для установки массивного 128-мм орудия PaK 44 L/55 и вопрос наличия самого орудия.

Союзные войска у подпитого Ягдтигра
Союзные войска у подпитого Ягдтигра

Основное вооружение

В качестве основного вооружения танка Jagdtiger была выбрана 128-мм противотанковая пушка PaK 44 L/55. Она была самым тяжелым орудием в своем роде, производившимся во Второй мировой войны.

128-мм противотанковая пушка PaK 44 L/55
128-мм противотанковая пушка PaK 44 L/55

Надстройка

Башня танка Tiger II была заменена на машине Jagdtiger высокой надстройкой, в то время как корпус тяжелого танка был удлинен, чтобы разместить в нем еще одного члена экипажа и тяжелое орудие.

Башня Ягдтигра
Башня Ягдтигра

Двигатель

12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 230 P30, использовался на среднем танке Panther и тяжелом Tiger II. Двигатель не обеспечивал достаточной тяги для танка Jagdtiger, самой тяжелой бронированной машины, применявшейся во время Второй мировой войны.

Двигатель Jagdtiger'а
Двигатель Jagdtiger'а

Конструкция «Ягдтигра»

Хотя Jagdtiger конструктивно был близок к танку Tiger II, его шасси несло на себе неподвижную надстройку, а не башню, придающую истребителю танков более высокий профиль. Орудие имело ограниченный угол горизонтальной наводки, всего 10° влево и вправо, и для эффективной стрельбы приходилось ориентировать на цель всю машину. Jagdtiger выпускался с подвеской двух типов: Порше с восемью и Хеншеля с девятью катками. С подвеской Порше было выпущено всего 11 единиц. Броневая защита истребителя танков была значительно мощнее, чем у любой другой машины, состоявшей в то время на вооружении. Ее наибольшая толщина в лобовой части корпуса составляла 250 мм.

-7

12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach НL 230 Р30 устанавливался также на Tiger II, среднем танке PzKpfw V Panther и истребителе танков Jagdpanther. Хотя эта силовая установка была недостаточно мощной для Tiger II, ситуация еще более обострилась при 70,6-тонном весе танка Jagdtiger. В результате потери от механических поломок часто были большими, чем от неприятельского огня. Одна рота из 10 единиц Jagdtiger потеряла одну машину в бою, одну от «дружественного огня», а восемь были брошены или уничтожены своими же экипажами из-за неисправностей.

Массивный корпус Jagdtiger напоминал средний танк PzKpfw V Panther с его наклонной броней и спускающимися вниз экранами, которые частично защищали подвеску и катки. Сам корпус в конфигурации истребителя танков был удлинен на 260 мм.

 PzKpfw V Panther
PzKpfw V Panther

Американские солдаты осматривают захваченный Jagdtiger где-то в Северо-Западной Европе в конце 1944 г. Обратите внимание на открытые дверцы в задней части надстройки, циммерит (пасту против магнитных мин, покрывающую корпус) и запасные траки, навешенные на надстройку.

-9

-10

Мобильность против неподвижности

Теоретически Jagdtiger был самоходным истребителем танков, не имеющим себе равных. Однако на практике он стал чем-то сродни неподвижному доту или огневой платформе для его тяжелого орудия. Количество наличных «Ягдтигров» позволяло укомплектовать два дивизиона тяжелых истребителей танков, 612-й и 653-й. Большая часть этих машин была уничтожена или брошена своими экипажами, в то время как примерно 20 процентов - потеряно в результате действий противника. Jagdtiger применялся на Восточном фронте в Венгрии и во время обороны Берлина, а на Западном - в Арденнском наступлении и в контрударах вдоль германской границы весной 1945 г.

Ходовая часть танка
Ходовая часть танка

Высокий силуэт танка Jagdtiger делал его заметной целью на поле боя. Будучи уязвимым для групп истребителей танков и атак пехоты, ведущихся одновременно с несколькими направлениями, "Тигр-охотник" превращался в дичь, когда в небе рыскали истребители союзников.

-12

Jagdtiger в бою

Хотя заводом «Нибелунгверк» в Санкт-Валентине было выпущено всего около 70 единиц истребителя танков Jagdpanzer VI Jagdtiger, этому «мамонту довелось поучаствовать в боях. Результаты оказались неоднозначными. Механические поломки приходились на большую часть потерь среди танков Jagdtiger, а неопытность некоторых экипажей приводила к катастрофе.

Воевавший на танке Tiger, ас Отто Кариус вспоминал, как командир машины Jagdtiger повернулся к противнику бортом и получил несколько попаданий, ставших причиной гибели всех шестерых членов экипажа. Однако в одном столкновении в январе 1945 г. рота танков Jagdtiger уничтожила 11 танков Sherman, 30 грузовиков и других машин.