Когда мы ходили в школу, мальчики и девочки учились вместе, и это было без вариантов. Сейчас у родителей есть выбор. Можно отдать ребенка в школу с традиционным совместным обучением. Можно – в школу только для мальчиков или только для девочек. А можно выбрать золотую середину и параллельно-раздельное обучение: мальчики и девочки учатся в разных кабинетах, но при этом в одной школе. Что же выбрать? О плюсах и минусах каждого варианта расскажем в нашей статье.
Совместное и раздельное обучение: экскурс в историю
Совместное обучение – самый распространенный вариант. Но так было не всегда.
В Средние века на Руси и в Европе полноценное образование получали только мальчики: сначала дома, затем в закрытых учебных заведениях интернатного типа (для детей из богатых семей) либо в церковно-приходской школе (для крестьян). Девочки учились дома ведению хозяйства, основам семейной жизни и воспитанию детей. Позже в Европе распространились закрытые школы для девочек – пансионы при монастырях.
В ХIХ веке в городах появились мужские и женские учебные заведения: гимназии, реальные училища, лицеи. Мальчики изучали полный курс наук, чтобы сделать достойную карьеру на любом поприще. Девочки должны были стать мамами и домохозяйками, поэтому учили изящную словесность, иностранные языки, правила этикета, занимались искусством (музыкой, танцами, рисованием) и рукоделием.
Большинство точных наук они не изучали: считалось, что по умственным способностям женщина не может соперничать с мужчиной – значит нечего ее и нагружать. При таком подходе все ключевые позиции в обществе занимали мужчины. С тех пор феминистки доказали: причину перепутали со следствием.
В сельских школах крестьянские дети учились вместе, в общих классах. В 1874 году вышел указ: девочки старше 12 лет не могут посещать совместные занятия (из соображений нравственности). Строить отдельно женские школы в деревнях никто не собирался, поэтому 12-летние девочки просто переставали ходить на занятия.
В 1918 году большевики издали указ о всеобщем обязательном образовании. Отныне мальчики и девочки должны были учиться вместе, чтобы затем на равных правах поступить в любой институт.
В 1943 году в Москве, республиканских столицах и некоторых крупных городах ввели раздельное обучение. В мужских школах упор делался на начальную военную подготовку и физкультуру. Девочки усиленно изучали стенографию, дошкольную педагогику, домоводство и рукоделие. Предполагалось, что в годы Великой Отечественной войны страна больше всего нуждается в воинах-защитниках и матерях-героинях (не только в смысле многодетности, но и в плане свершения трудовых подвигов). Инициаторы столкнулись с неожиданными последствиями своей идеи: в раздельных школах хулиганство процветало, а дисциплина стремилась к нулю. В итоге в 1954 году нововведение отменили, и в Советском Союзе осталась только одна форма обучения – совместная. Но это в общеобразовательных школах. В целом же в стране сохранились и раздельные учебные заведения: кадетские школы, нахимовские и суворовские училища для мальчиков, хореографические училища для девочек и т.д.
В 1990-е годы раздельное обучение снова стало популярным. Профессор и педагог-новатор Владимир Базарный основал «Школу Базарного». От обычной она отличается регулярными физкультминутками даже в старших классах и тем, что дети учатся стоя за конторкой, а не только сидя за партой. Но главное – мальчики и девочки занимаются в разных кабинетах, хоть и в одной школе. Дети проводят вместе все перемены, обедают, участвуют в школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. То есть, Базарный предложил параллельно-раздельное обучение. Эта система имеет много сторонников. Уроки для мальчиков и девочек построены по-разному, с учетом специфики развития обоих полов. В то же время обучение в этой школе лишено отрицательных последствий чисто мужских или женских учебных заведений.
Совместное обучение: минусы
Сторонники раздельного образования говорят о минусах совместного обучения:
- девочки по физическому и психоэмоциональному развитию на пару лет опережают мальчиков – нужны разные учебные программы, особенно в начальной школе. К 14-15 годам мальчики догоняют сверстниц, но к этому моменту уже прочно усвоен стереотип: девочки лидируют, а сами мальчики – хулиганы, троечники и т.д.;
- у мальчиков более развито левое полушарие головного мозга, оно отвечает за логику. На уроках мальчики любят доказательства, эксперименты, быстрый темп работы и самостоятельный поиск решений. У девочек более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции. На занятиях девочки предпочитают плавный темп работы, им нужно подробно объяснить и несколько раз повторить теорию, и лишь затем отработать ее на практике. Получается, что совместное обучение мешает детям получить качественное образование;
- в период полового созревания при совместном обучении дети часто стесняются противоположного пола, возникает много неловких моментов, особенно на уроках физкультуры. Тревога об оценке другим полом мешает учебе;
- дети усваивают манеру поведения другого пола. Мальчики перенимают девичьи черты характера (послушание, скромность) и становятся женоподобными. Девочки развивают в себе агрессию, жесткость, физическую активность – это придает им маскулинность;
- если девочки изначально обладают женственностью, то мальчикам необходимо свою мужественность идентифицировать и развить. В современной школе ценится «девочковая» модель поведения: послушность, исполнительность. Мальчики перенимают ее, при этом теряют ответственность, активность, агрессивность и независимость – за «мужские» качества в воспитательной системе наказывают;
- в процессе совместного взросления дети теряют взаимоуважение, перестают идеализировать друг друга. Уходит романтизация противоположного пола.
Совместное обучение: плюсы
Если ваш ребенок уже учится по смешанной системе, и вы прочитали предыдущий абзац – не паникуйте. Этот вид имеет свои плюсы, и весьма серьезные. Вот список положительных качеств совместного обучения:
- совместное обучение подчеркивает реальное равноправие полов, служит базой для дальнейшего общения и совместной работы – не только на уроках;
- совместные уроки технологии полезны всем детям: мальчики научатся держать в руках иголку с ниткой и готовить элементарные блюда, а не только заваривать «Доширак». Девочки смогут забить гвоздь или починить швейную машинку;
- в России нет искусственного деления на «мужские» и «женские» профессии. Только при совместном обучении мальчики и девочки получат одинаковый набор знаний, что позволит им поступить в любой вуз по своему выбору;
- мальчики и девочки проводят вместе максимум времени, учатся общаться друг с другом. Недостаток общения с противоположным полом (как при раздельном обучении) приводит к неумению строить отношения во взрослой жизни и может помешать в дальнейшем созданию семьи. Социологи из Лондонского института образования провели исследование: оказалось, что процент разводов у выпускников мужских школ гораздо выше, чем у тех, кто окончил смешанную школу;
- дети заимствуют друг у друга наилучшие качества. Мальчики учатся у девочек аккуратности, прилежанию, сдержанности и деликатности. Девочки, общаясь с мальчиками, становятся более решительными, смелыми, целеустремленными и самостоятельными;
- психологические различия между полами не так велики – гораздо важнее индивидуальные свойства личности. Не все мальчики – неряшливые непоседы, и не все девочки – усидчивые аккуратистки. А еще среди мальчиков встречаются мечтатели и тихони, которым некомфортно в мужском коллективе и проще найти общий язык с девочками. Девочки-«атаманши» тоже предпочитают общество мальчиков, а не своих товарок;
- в смешанных классах легче всего поддерживать дисциплину. При раздельном обучении с ней большие проблемы – это касается не только мальчишечьих, но и девичьих коллективов.
Мнение экспертов
Доктор биологических наук, профессор Института возрастной физиологии РАО Валентин Сонькин:
Любая сегрегация, даже в самых благородных целях, всегда дискриминация и потому чревата негативными последствиями: комплексом неполноценности, неврозами, сердечно-сосудистыми и гормональными расстройствами и т.п.
Школа – это не бурса, она готовит не к «служению», а к реальной жизни. А жизнь современного общества – двуполая. Как же однополая школа может к ней подготовить?
Кандидат биологических наук, профессор Валентина Еремеева:
Отечественными и зарубежными нейрофизиологами доказано, что функциональная организация мозга у мужчин и женщин, у мальчиков и девочек существенно различается. Соответственно, различны и типы восприятия, познавательная деятельность, темпы и последовательность развития психических функций. Кроме того, мальчики, как правило, отстают от своих ровесниц. Поэтому при совместном обучении в начальной школе мальчики чаще оказываются менее успешными, то есть не получают достаточных знаний и приобретают комплексы неполноценности, на основе которых развиваются психосоматические заболевания.
С другой стороны, при полностью раздельном обучении мальчики и девочки не учатся понимать друг друга, будут в жизни требовать от партнера другого пола несвойственного ему поведения. А ведь им нужно создавать семьи, жить и работать рядом. Выход – параллельно-раздельное обучение.
Однако важно не просто посадить мальчиков и девочек в разные классы, а обучать их по специально разработанным методикам, адресованным не бесполому ребенку, а мальчику или девочке. При этом должны сохраняться и смешанные классы.
Обучать детей по специальным методикам должны подготовленные педагоги, знающие особенности развития детей разного пола.
Параллельно-раздельное обучение в нашей стране наиболее успешно внедряется в начальной школе. В средней школе пользы от него не меньше, но вот реализовать его труднее: один и тот же учитель-предметник должен одну и ту же тему дать по-разному в классах мальчиков и в классах девочек.
Итак, я за раздельное обучение, но только при условии, что мальчики и девочки смогут активно общаться во внеурочное время, на творческих занятиях, будут вместе проводить досуг.
Доктор биологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета Роман Айзман:
Анализ психофизиологических особенностей детей, обучающихся с первого класса по системе раздельного обучения на базе средней школы № 82 г. Новосибирска, показал, что уже в начальной школе эти дети демонстрируют более высокий уровень умственной работоспособности, концентрации внимания, уравновешенности нервных процессов и успеваемости, чем те, кто обучается в разнополых классах. К 8-9-му классу эти различия становятся еще более выраженными. Качественная успеваемость в этих классах составляет около 70%, тогда как в традиционных – только 32%.
Однако исследование коммуникативных навыков, характера межличностных отношений выявило ряд проблем в классах с раздельным типом обучения, особенно начиная с 5-6-го классов. Это заставило школу проводить общешкольные внеурочные мероприятия с совместным участием разнополых классов, устраивать для них психологические тренинги общения.
Поэтому совместные школы с раздельными классами более привлекательны, чем чисто мужские или женские учебные заведения.
Вместо послесловия
Не так важно, какую форму обучения вы выберете для своего ребенка: совместную, раздельную или параллельно-раздельную. Главную роль в воспитании играет не школа, а семья. Именно близкие люди – в первую очередь, родители – могут скорректировать недостатки школьного образования и сделать все, чтобы ребенок вырос полноценной личностью.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.