Вопреки сложившемуся мнению, самый известный на Западе русский писатель – не Толстой, а Достоевский. Соответственно, самая известная книга «Преступление и наказание». Иностранцы любят рассказы Чехова, произведения Пушкина и Лермонтова, а из «толстовского» – «Войну и мир» и «Анну Каренину». Но – увы! – почти ничего не знают об авторе этих бессмертных романов. А ведь Лев Николаевич был человеком интересным и странным… Возможно, самым странным русским классиком. Разберемся в этой загадочной душе по порядку.
Брак
В 34 года Лев Николаевич женился на 18-летней Софье Андреевне Берс. Перед свадьбой невеста читала дневники писателя, читала и ужасалась откровенности возлюбленного. О шальной юности Толстого давно ходили легенды, и он, не стесняясь, поведал бумаге все подробности.
“Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне [не] хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная (правда, очень хорошенькое личико), притом же от 13 до 15 лет — время самое безалаберное для мальчика (отрочество): не знаешь, на что кинуться, и сладострастие в эту эпоху действует с необыкновенною силою».
Но Софья Андреевна стала настоящей опорой мужу, несмотря на постоянные скандалы в семье по вине супруга – да, и так бывает! Она одна понимала его почерк, готовила вегетарианскую еду и оставалась с ним до самого конца. А точнее, до ухода.
Ручной труд
Если писатель не выходил в течение дня на прогулку или не занимался физическим трудом (косьбу просто обожал), то к вечеру обычно бывал раздражителен и не спал ночами. Это он придумал менять вид деятельности, чтобы отдохнуть. Толстой любил шить сапоги и дарил их всем своим знакомым.
Аскетизм
Толстой вообще был самым известным русским «дауншифтером»; подобную страсть к низам после него питал разве что Максим Горький. После безумных кутежей Лев Николаевич не видел ценности в деньгах и славе. А ведь Россия могла обрести первого Лауреата Нобелевской премии еще вначале ХХ века, задолго до Ивана Бунина… Да вот беда – Толстой никак не хотел такой награды и был рад, что премия досталась не ему. Еще больше писатель обрадовался, когда его начали жалеть по этому поводу и всячески сочувствовать.
Писательство
Как мы уже сказали, только Софья Андреевна (да и то, с большим трудом) разбирала почерк мужа. А разбирать предстояло много: все свои произведения Толстой раз за разом переписывал снова; одних только черновиков «Войны и мира» сохранилось более пяти тысяч листов. Один итальянский психиатр назвал манеру письма Толстого «почерком женщины легкого поведения с психопатическими наклонностями. Собратьев по перу, как великих, так и простых, не жаловал. Думал отказаться от авторского права, о чем постоянно спорил с женой.
«Зеленая палочка»
По легенде, брат писателя Николай вырезал на «зеленой палочке» секрет всеобщего счастья и закопал ее у оврага. Условия раскрытия секрета были непростыми:
- пройти по щели в половицах;
- стоя в углу, не думать о белом медведе;
- год не видеть зайца.
И Лев Николаевич всерьез пытался исполнить ритуал. А потом завещал его похоронить там, «где Николенька закопал «зеленую палочку».
Смерть
Писатель не умер, а ушел. То есть, конечно же, его хоронили 9 ноября 1910 года, но перед смертью Толстой ушел из дома в сопровождении врача. Ушел навсегда, после очередной ссоры с женой, сохраняя твердое намерение прожить остаток дней своих по собственным заветам. Не зная, что ждет его впереди, странник сначала отправился в Оптину пустынь, а затем двинулся на юг. Но в дороге заболел и умер 7 ноября 1910 года на станции Астапово. Похоронен в Ясной Поляне.