Глава Банка России Эльвира Набиуллина выступила с лекцией в штаб-квартире МВФ, после чего ее неоднозначно оценили наши экономисты.
Так, Михаил Хазин отметил, что выступление свелось к отчету о том, как ЦБ создает в России условия для вывода капитала и не позволяет создать систему защиты российской экономики от внешних шоковых воздействий.
«Она отчиталась: вы велели мне, чтобы я не допустила создания системы защиты от внешних шоков, докладываю - поставленная задача полностью выполнена», - заявил Хазин.
Он заключил, что ЦБ сейчас действует как лоббист МВФ и полностью подчиняется инструкциям зарубежных кураторов, представляющих интересы мирового финансового капитала. Набиуллина работает по правилам игры, навязанным МВФ, подчеркнул Хазин.
Днем ранее академик РАН, советник президента Сергей Глазьев пояснил, в чем проблема проводимой Центробанком политики, которая оказывает удушающее воздействие на отечественную экономику.
По словам Глазьева, ЦБ работает в рамках «либеральной экономической модели», которая обслуживает интересы правящей элиты и не основывается на экономической науке.
В качестве примера он выбрал авиастроение, где техника имеет «самый большой мультипликационный эффект – 1/10». То есть, потратив 1 рубль на покупку отечественной техники, мы получаем 10 рублей роста производства в смежных отраслях. Для этого лишь требуется наладить систему финансирования лизинга отечественных самолетов. Однако зарубежные аналоги освобождаются от НДС, таможенных пошлин, что работает портив российских предприятий. Оправдывается это мифами о низком качестве нашей продукции, хотя на самом деле это лоббирование интересов посредников.
Возвращаясь к политике ЦБ, Глазьев напомнил, что благодаря регулятору из российской экономики было изъято около 10 триллионов рублей, ранее выдаваемых на рефинансирование банковской системы. Ставка рефинансирования по-прежнему слишком высока (напомним, на прошлой неделе ее еще подняли) и превышает рентабельность реального сектора экономики. Получается, что деньги в стране есть, но пользоваться ими предприниматели не могут - не выгодно.
Другим негативным моментом стало решение отпустить рубль в «свободное плавание», что дестабилизировало курс национальной валюты, сделав ее уязвимой для настроений спекулянтов и внешних шоков.
В итоге получается, что нацелившись на таргетирование инфляции ЦБ рубит сук на котором сидит. Дело в том, что успешно бороться с инфляцией в условиях свободного рубля невозможно. Периодическое ослабление рубля разгоняет инфляцию. Цены на импортные товары при каждом проседании национальной валюты растут, раскручивая инфляцию, однако после отката назад они не возвращаются. Это называется «эффект храповика».
Затем ЦБ поднимает процентную ставку, в результате чего деньги из экономики уходят, падает спрос, и инфляция снижается. Ценой таким мерам регулирования становится деградация производства и инвестиций, дальнейшая девальвация рубля и новые скачки инфляции.
Поэтому, сейчас важно озаботиться стабильностью курса национальной валюты, без чего контролировать инфляцию технически невозможно, подчеркнул Глазьев.
Он заключил, что в целом политика Центробанка удовлетворяет интересам крупных государственных банков и отчасти – крупных зарубежных. Первые получают подпитку из ЦБ, а вторые берут деньги за полпроцента, а в России выдают кредиты под 10% и выше.
Политика ЦБ привела к тому, что в России возник дефицит дешевых денег, а лишив экономику кредита, Центробанк вернул нас в архаику XVII века, заключил экономист.