Найти в Дзене
дневник ролевика

Пехота против кавалерии: бой длиною в 7 000 лет. Часть 2

Оглавление

Средние века

Шли годы. В армии Восточной Римской империи, превратившейся в Ромейскую, появились тяжелые всадники - катафракты и клибанарии (иногда эти термины относят также к тяжелой коннице соседей ромеев - персов-Сасанидов). И стремена уже были, да. Только вот по инерции мышления восточный всадник по-прежнему предпочитал зачастую удар копьем сверху вниз, а то и попросту лук со стрелами.

Римская кавалерия
Римская кавалерия

А вот на Западе... На Западе, где обломках рухнувшего Рима медленно восставали, перерождаясь, аки феникс, новые герцогства и королевства, примерно к 1000 году нашей эры изобрели седло подходящей конструкции - и тяжелый всадник впервые стал "танком"!

Все. После этого примерно на 300 лет пехота как таковая в европейских армиях почти исчезает. Остаются стрелковые подразделения и вооруженная лагерная обслуга, плюс стражники. На поле боя господствует он - страшный таранный удар в плотном конном построении. Царствует рыцарская месенада - и горе тем, кому это не нравится!

Такой удар страшен. Масса всадника, сложенная с массой коня (оба, по крайней мере, в стеганых доспехах, а то и в кольчужных), да плюс энергия разгона, да целый ряд толстых дрынов с коваными наконечниками... Остановить эту лавину одними лишь пехотными пиками - нереально. Первый ряд всадников падет, да. А остальные влетят в строй пикинеров, нанижут по два-три пехотинца на каждое копье, разметают построение - и пойдут гулять по головам и шеям мечи, булавы и топоры. Вы еще психологический фактор учтите - это примерно как танковая атака ощущается. Шансов у пехоты в тех условиях было очень мало. Все победы пехотинцев над всадниками случались только если пехота успевала окопаться и выстроить какие-никакие укрепления - как было, например, в битве при Креси. Вовсе не английский лук там победил, а английская лопата.

Ренессанс

Гегемония тяжелой конницы окончательно ушла в прошлое примерно к XVII веку. Рыцари начали терпеть поражения одно за другим, как только появился гранулированный порох - и достаточно прикладистый и более-менее удобный мушкет. О нет, дело тут отнюдь не только в одном лишь огнестреле, все значительно сложнее.

Во-первых, мушкетеры всегда действовали в сердечной любви с пикинерами. Мушкетеры выбивали некоторую часть атакующей тяжелой конницы - а оставшихся дружелюбно принимали на пики. Только так. Во-вторых, технологические мощности позволили удешевить производство доспехов, и стальная броня появилась у тех же пикинеров. У рядовых солдат, по крайней мере, первых рядов. И таранный копейный удар стал уже далеко не так эффективен...

-3

Чем ответила конница? Да тоже перешла на огнестрел!

Новое время

Примерно с XVI-XVII века - где-то раньше, где-то позже - тактика действий латной конницы изменилась. Всадники перешли на схему "выстрелил и удрал" )) Как это происходило? Кавалерист, отказавшийся уже от полного доспеха, облаченный в трехчетвертной, а то и в одну лишь кирасу, подлетал к строю пикинеров практически вплотную - чуть-чуть пикой не достать! - и разряжал в пехотинца пистолет. В упор. Потом разворачивался и шел на второй заход - пистолетов у него обычно было по два. Иногда у тяжелых и средних всадников были и ружья, но это реже.

И только если вражеский строй рассыпался, и пехота очевидно собиралась драпать, кавалерист, звавшийся уже не рыцарь, а рейтар, выхватывал тяжелую шпагу или палаш и направлял коня в гущу схватки - колоть в загривок, рубить в спину - гуляй, панове! Лежат на земле длинные пики, отбиваются шпагами кое-как, встав спиной к спине, мушкетеры. Раздолье!

И вот чем больше росла дальность боя и скорость перезарядки у мушкетеров, тем реже кавалерист использовал холодное оружие в бою. В XVIII веке европейцы окончательно отказались от пикинеров - слаженные шеренги линейных мушкетер или гренадер были в состоянии остановить налет кавалерии сами.

Все. После этого у тяжелой кавалерии, из всех доспехов сохранившей лишь каску и кирасу (и то лишь в отдельных родах - кирасиры и кавалергарды), были только отдельные победы. Уже в эпоху наполеоновских войн полным и абсолютным гегемоном на поле боя вновь стала пехота. Кавалерия агонизировала еще долго, она очень хотела жить - и ушла, надо признать, так-таки как положено воину, в честном бою, в двадцатом веке, с шашками наголо против пулеметов и автоматов...