Найти в Дзене
дневник ролевика

Палица и другие боевые дубины: применение в битве армий

Оглавление

В предыдущей статье мы кратко рассмотрели основные типы дробящего оружия, которые измыслил человек разумный за примерно 40 тысяч лет (по официальной версии) своего существования. Каюсь, забыли шестопер, он же пернач - но это, в принципе, просто разновидность той же булавы. Про шестопер впоследствии будет отдельная статья ))

А сегодня давайте поговорим про то, как дробящее оружие применялось не на охоте, не для самообороны и не разбойничками, а по самому что ни на есть серьезному - в сражениях армий.

Специфика булав и палиц

Если вы знакомы с древней мифологией, хотя бы в самых общих чертах, то наверняка обратили внимание: ударно-дробящее оружие - принадлежность героя. Воина-одиночки, обладавшего огромной (по сравнению с сородичами) физической силой и сражавшегося не в строю, а сам-перст. Палица, а не меч и не топор была излюбленным оружием у древнегреческого Геракла, славянского Ильи Муромца, да и скандинавский бог Тор со своим молотом - в ту же степь. Он ведь насколько бог, настолько и герой, у него специфика - чудовищ уничтожать.

Почему так? Не принимая во внимание социально-экономические вопросы (для того же Ильи, да и для Геракла меч - это в первую очередь оружие и знак власти царя или князя), можно сказать, что именно булава или палица позволяет в полной мере задействовать основное преимущество героя - огромную физическую силу. Р-раз - и голова монстра всмятку, р-раз - и вражеский строй проломлен, рассыпался, разбился...

Вот оно! Вот - основное боевое свойство любого дробящего оружия - оно предназначено для нестроевого боя. Либо им сражается человек, который и не должен стоять в плотном построении (у него другие функции - это богатырь или... полководец), либо на данном историческом отрезке в данной стране вообще не используют боя в плотном построении.

Фехтование на дубинах

Зря смеетесь, в древности и не такое было )) Вот вам пруф - иллюстрация из фехтбука герра Майра:

-2

Короче, шутки шутками (господин Майр просто-напросто старался описать вообще ВСЕ виды боя, какие только возможно), а бой на дубинах, палицах и т.п. требует одного условия - большого пространства для размаха. Это не копье, которым можно "челночить" взад-вперед, это не меч, которым можно колоть и резать из-под щита. Когда в Античности стали появляться плотные боевые построения - македонская и греческая фаланга, затем римский строй, да и у соседей то-то похожее, но свое было - дубина почти полностью исчезает из армейских арсеналов. Солдат стараются вооружать колюще-режущим оружием, это эффективнее работает в сочетании с тактикой плотного построения.

Кроме того, палица, как и цвайхандер, требует большой физической силы. Дело в том, что она (или булава, шестопер - неважно) очень инерционна. Набалдашник-то тяжелый. Поэтому посланную вперед, во врага, булаву очень тяжело быстро вернуть назад. Если враг увернулся от удара или принял его на щит (и тот не разбился), то бойцу с боевой дубиной нужно довольно много времени, чтобы сделать повторный замах. Чего доброго, зарезать успеют...)

Примечание: это не относится к ацтекским и инкским мечам-палицам. Они-то как раз довольно легкие и "вертлявые".

На этой картинке - даже двуручный вариант меча-палицы, почти что нагината ))
На этой картинке - даже двуручный вариант меча-палицы, почти что нагината ))

При этом несомненное достоинство палицы, особенно тяжелой, удерживаемой двумя руками - однозначность удара, я бы выразился. Разок попал - все, больше о враге можно не беспокоиться, у него уж чего-нибудь да сломано - рука, нога, ребро, шея... Только бить надо реально сильно.

Поэтому ударно-дробящее оружие как нельзя лучше подходит для рассыпного строя, применяющего тактику: "Дал по морде - и в кусты!"

Вторая жизнь булав и палиц

Новую жизнь ударно-дробящие виды оружия обрели - внезапно! - в развитое Средневековье, когда на поле боя стало появляться большое количество закованных в качественную броню солдат. Резать мечом из-под щита получалось уже не так хорошо, как раньше - кольчугу или, тем паче, ламелляр поди прорежь, ага...))

Поэтому военное искусство Средних Веков характеризуется, помимо всего прочего, пышным расцветом разных видов дробящего оружия. Появляются моргенштерн, шестопер, различные виды боевых молотов и так далее.

-4

Основная их задача - либо пробивание доспеха (как у чекана и люцернского молота), либо нанесение как можно более тяжелого заброневого повреждения - гердан, шестопер, моргенштерн. Здесь есть правило: чем гибче доспех, тем лучше он передает инерцию удара телу. Кольчуга от тяжелой булавы не защитит вообще, мелкопластинчатая бригантина тоже не лучший вариант.

Знаете, что чувствует человек в броне, когда по небу бьют тяжелым оружием? Когда меня огрели тупой алебардой, я почувствовал вначале онемение по всему телу (удар пришелся сзади, чуть выше правой лопатки), потом сильную боль, потом сами собой подкосились ноги - и я выпал из боя. Это я в крупнопластинчатой бриге еще был. Вот и думайте...)

Оружейники на это ответили созданием латных кирас с ребрами жесткости, которые лучше предохраняли от сильных ударов, но это уже другой сказ.

А главное - булава по-прежнему осталась атрибутом героя. Богатыря. Рыцаря. Одним словом - нестроевого бойца, который дерется сам по себе, используя крепость своих доспехов, ловкость, силу и личную выучку. Только, правда, некоторые виды средневековых булав изрядно подсократились в длину - их теперь предпочитали применять, как меч, в паре со щитом.