Найти в Дзене
ПОЛИСТ

Минск под нацистами: как белорусы в полиции служили

Оглавление

В 1941 году нацисты не спешили давать белорусам оружие. Была надежда на скорую победу, поэтому немцы думали обойтись своими силами. До 1942 года единственной формой военного коллаборационизма были вспомогательные "службы порядка" или в простонародье — полиция.

По сути это были дружинники, которые помогали настоящим полицейским — немецким. Часто они были в гражданской одежде, без каких-то знаков отличия и без оружия.

Меняться ситуация начала в конце 1941 года. В декабря стало ясно, что Москву с наскоску не взять и нацисты задумались о привлечении белорусов к сотрудничеству.

Начало белорусского Шуцманшафта

Слонимская Шума
Слонимская Шума

Шуцманшафт или сокращенно Шума — это вспомогательная полиция порядка. Уже в декабре 1941 года в Минске начали готовить офицеров для будущих полицейских подразделений. Часть выпускников в мае 1942 года сами стали преподавателями. Они обучали унтер-офицерский состав.

В течение 1942 года в Минске сформировали четыре шума-батальона — №№ 16, 17, 47 и 49. В последнем служило 327 человек — это было самое крупное подразделение города. Всего в Беларуси по разным подсчетам сформировали от 7 до 12 батальонов шуцманшафта. Самым крупным была Слонимская шума — тут в 48-ом батальоне служило более 600 человек.

Белорусы шли в полицию по разным причинам. Но основная — это ненависть к советской власти и к тому что сделала с ними их родственниками. Среди полицейских было много раскулаченных и тех, чьи родные были арестованы, сосланы или расстреляны большевиками.

Моих родителей считали классово чужими, поэтому их раскулачили и выслали на Дальний Восток... И когда большевики убежали из Бобруйска, то я вступил по своей воле в полицию, чтобы помочь немецкой армии в уничтожении партизан и коммунистов, — из автобиографии Николая Сахановича из-под Бобруйска. 1942 год.

Немцы все портят

Призывные компании в полицию были неоднозначные. С одной стороны было много добровольцев, а с другой нацисты проводили насильную мобилизацию. Причем делали это не совсем по-джентельменски

По Минску ходили немецкие патрули и вылавливали молодых людей. Потом их под вооруженной охраной доставляли на призывные пункты. Там с минчанами разговаривали и отдавали приказы исключительно по-немецки. Естественно, что белорусы этого языка не понимали. Часто за невыполнение приказов нацисты белорусов избивали.

Немецкое отношение к этому делу... привело к тому, что широкие белорусские массы все больше и больше разочаровывались в немцах. Результатом этого разочарования было в первую очередь то, что белорусы начали покидать ряды полиции... и переходить к партизанам, — начальник офицерских курсов в Минске Франц Кушель

В сформированных батальонах офицеры и унтер-офицерские должности в основном занимали немцы. Командовали белорусами они жестко и жестоко. Часто избивали. Такое отношение привело к тому, что солдаты стали дезертировать и убегать к партизанам. Примечательно, что в тех ротах и отделениях, где немцев было мало, а командовали белорусы, дезертирства не было.

"Однажды посетил нас какой-то немецкий офицер. Когда нас построили на плацу, он подошел ко мне и что-то приказал по-немецки. Это был мой первый день после нахождения в госпитале, поэтому я успел забыть немецкие команды. И я не понял его и не подчинился. Немец без раздумий ударил меня по лицу. Тогда наши парни начали возмущаться и подняли шум. В итоге вынуждено было вмешаться командование батальона. Ему быстро объяснили мою ситуацию. На следующий день этот офицер покинул наше расположение. Никого не наказали за этот случай", — из воспоминаний солдата шумы.

В 1942 году начали создавать еще одно военное формирование, куда призывали белорусов — Белорусский корпус самообороны. К его организации привлекли бывшего польского офицера, белоруса по национальности Франца Кушеля. В конце 1941 и начале 1942 годов он возглавлял в Минске офицерские курсы для Шуцманшафта.

-2

Франц Кушель, как и все белорусские националисты хотел создания мощной "белорусской армии", поэтому с энтузиазмом согласился на участие в формировании Белорусского корпуса самообороны. Известны его слова:

 "Необходимо хватать оружие, там, где это только возможно", — Франц Кушель.

В следующий раз поговорим о Самообороне чуть подробнее.

Интересно? Тогда поставь лайк и подпишись, чтобы не пропустить новые части. Спасибо)

А еще можешь почитать другие части:
Часть 1: Что творилось в городе в первые месяцы оккупации
Часть 2: Как немцы руководили городом
Часть 3: Чему учили в белорусских школах во время оккупации
Часть 4: Как горожане выживали в холодном городе
Часть 5: Что нацисты делали с душевнобольными
Часть 6: Кто служил в полиции и какой была благотворительность
Часть 7: Что немцы хотели сделать с православной церковью
Часть 8: Подполье, которого "не было"
Часть 9: Как подпольщики готовились к восстанию
Часть 10:
Как немцы решали еврейский вопрос