Научно-популярная картина эволюции человека изобилует противоречиями и парадоксами. Начнём с того, что скорость эволюции биологического вида прямо соотносится со скоростью оборачиваемости его поколений. Иначе говоря – чем быстрее одно поколение сменяет предыдущее – тем быстрее происходит эволюционное изменение. Чем медленнее происходит смена поколений у вида, тем медленнее он эволюционирует.
Почему копытные, хищники, слоны, да и большинство приматов демонстрируют примерно одни и те же (слабо отличающиеся разновидности) на протяжении десятков миллионов лет, а человек вдруг резко выделился за последнюю пару миллионов лет? Нет, конечно, мы можем преувеличивать свою значимость и являться по сути теми же двуногими орангутангами, только без шерсти. Но вот довольно меткое выражение известного американского биолога Джорджа Симпсона: «Человека следует рассматривать как млекопитающее, у которого скорость эволюции выше средней»[1]. Он, выдающийся специалист по кайнозойским млекопитающим, таких слов на ветер не бросал.
Итак, скорость эволюции человека выше средней, чем у всех млекопитающих. Почему? Нередко её нам объясняют суровыми условиями существования предков людей. Дескать, плодородная земля всё сильнее спрессовывалась с полюсов льдами, находить пищу в ней было всё трудней. Выживали не только самые клыкастые и зубастые, но и головастые. В числе сих последних оказался и человек.
Да только искусственно приплетена эта драматическая деталь к картине эволюции человека! Ведь по всем известным данным предки людей были тропическими животными! Какое в тропиках влияние ледника?! Ну да, конечно, можно допустить, что общее похолодание планеты толкало многих животных на путь миграций, приводило к сложным перераспределениям ресурсов и т.д. Но делать из этого одну из причин возникновения самого головастого вида планеты столь же правдоподобно, как предсказывать молодой вдове зачать именно в ту ночь, когда к ней в окно залетит чёрный голубь, но не есть из посуды, осквернённой мышами... Столь же неопровержимо! И почему, спрашивается, в экстремальных условиях возник лишь один вид разумных существ, а не несколько?
Есть ещё одно парадоксальное следствие оледенения. Оно не сокращало, а увеличивало объёмы жизненных ресурсов на суше! Последнее оледенение, достигавшее максимума 25-18 тыс.л.н., изъяло из океана количество воды, равное по меньшей мере трём современным Антарктическим ледниковым щитам[2]. Уровень Мирового океана был в среднем ниже, чем современный, на 120-150 метров. Площадь открывшейся людям (а также прочим зверям и птицам) для свободной экспансии суши измерялась десятками миллионов гектар.
Это не были приполярные пустыни да горные тундры, которые поглощались наступавшим ледником. Оледенение открывало теплолюбивым видам просторы тропических пляжей и саванн, ещё не успевших зарасти мангровым лесом и влажными джунглями. Парадоксально, но для видов, переживавших оледенение, оно оказывалось величайшим благом! Несчастьем становилось другое – резкое разрушение ледников, затапливавшее освоенные территории (последнее, видимо, и погубило мамонтов).
А нам продолжают твердить, что оледенение ставило нарождавшееся человечество перед серьёзными вызовами! Впрочем, Ледниковый период это мем, возникший из наукообразного перетолкования библейского Всемирного потопа. С этим ещё предстоит разобраться! Ведь далеко не все учёные признают реальность Ледникового периода. Есть множество фактов, не вписывающихся в привычную картинку голозадых охотников, прикрывших причинные места болтающимися шмотками шкур, со смешными копьями гоняющихся по обледенелым скалам за мамонтом, одного взмаха хвоста которого хватило бы, чтобы сбросить в пропасть всех своих не по погоде одетых настырных преследователей.
«Ледниковый период» настолько укоренился в науке, что им не задумываясь объясняют всё непонятное в эволюции человечества, нисколько не затрудняясь тем, что этот фактор мог иметь только локальное значение и, следовательно, пытаться объяснить им нечто универсальное в человечестве – значит полностью противоречить любой логике.
Продолжение следует
Примечания:
[1] Цит. по: А. Зубов. Колумбы каменного века. Как заселялась наша планета. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – С. 52.
[2] Общий объём современных ледниковых покровов Земли – 25 млрд.куб.км (Атлас океанов. Термины. Понятия. Справочные таблицы. – М.: ГУ навигации и океанографии МО СССР, 1980. – С. 83). На пике Вюрмского оледенения, как утверждают, объём одного Антарктического ледникового щита составлял 42 млрд.куб.км, объём всех ледниковых щитов в Арктике и Субарктике – 60 млрд.куб.км. (В.М. Котляков. Природные льды планеты Земля. // Наука и человечество. Международный ежегодник. – М.: «Знание», 1986. – С. 114-117).