Во время подготовки данного материала Я столкнулся с такой проблемой: философский зомби - не очень простой мысленный эксперимент, для того, чтобы полностью описать его, понадобится статья, как минимум, на 7 листов, которая отнимет у вас больше 2 часов времени. Поэтому Я решил не загружать вас побочной информацией об этой теории, а наоборот - рассказать материал сжато, сохранив основную идею и весь смысл, сделать некий вводный курс по теме. И, если захочется узнать намного больше, то в конце вас будет ждать список литературы, в который будут входить книги как на русском, так и на английском языках.
В тексте Я выделил шрифтом ключевые слова, которые помогут вам не потерять нить размышлений.
В начале необходимо уточнить, что философский зомби задумывался, как мысленный эксперимент, опровергающий с одной стороны физикализм, с другой способность разума обуславливать существование. В чем же это выражается? Чуть позже Я это объясню.
физикализм придерживается позиции: всё, что приписывается разуму, в действительности должно приписываться мозгу.
Перейдем к самому, наилучшим образом, обдуманному виду этих существ. А именно - зомби Чалмерса.
Дэвид Чалмерс поддержал идею о философском зомби, в этом ему помогли рассуждения о дуализме разума и тела. Чалмерс смог доказать, что метафизически возможно существование зомби, которые в его понимании, - существа полностью похожие на обычных людей, но они неразумны. Когда ваш двойник - зомби наступает на гвоздь, он может крикнуть "Айййй!", хотя в действительности он ничего не чувствует.
По идеи, возможно существование мира, в котором обитают зомби, и который никак в физическом плане не отличается от нашего. Данные существа также дышат, едят, размножаются. Только при этом условии возможно наличие похожих на нас неразумных созданий, так как их биологические функции подобны нашим. Тогда, сознание - не биологическое явление, а значит мозгом не контролируется, и оно нематериально, (против физикализма). Но, с другой стороны, они существуют, а значит, ложно высказывание Декарта: "мыслю, следовательно существую", так как разум у них отсутствует (против верховенства разума).
Данный мысленный эксперимент подвергается критике, как минимум потому, что в существовании данных созданий нет противоречий, но возможно ли метафизически наличие таких субъектов?
Типы зомби:
«Бихевиоральный зомби» (behavioral zombie) поведенчески неотличим от человека и всё же не имеет никакого сознательного опыта.
«Неврологический зомби» (neurological zombie) имеет, на этом акцентируется внимание, человеческий мозг и в иных отношениях физически неотличим от человека; однако, у него нет никакого сознательного опыта.
«Бездушный зомби» (soulless zombie) не имеет души, но в остальном полностью похож на человека; это понятие используется, чтобы выяснить, что могла бы означать душа.
Список литературы:
Алексеев А. Ю. "Понятие "зомби" и проблема сознания"
Гарнцева Н. М. " Антифизикалистские аргументы в учении Д. Чалмерса о сознании"
Нагуманова С. Ф. "Достаточен ли "аргумент мыслимости" для опровержения материалистического понимания сознания?"
Chalmers D. "The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory"
Dennett D. "The Zombic Hunch: Extinction of an Intuition?"
Kirk R. "Zombies and Consciousness"