Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Young Adult: что читать подростку?

Литература «молодых взрослых» представляет собой популярный тренд на книжном рынке. На что она похожа? Какие имена нужно знать?

Справка: Young Adult литература (сокращенно — YA, дословно — «молодые взрослые») — литературное направление, в первую очередь рассчитанное на подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет, хотя в целом чётко выраженной верхней границы не существует, и в чтении YA-литературы всё чаще признаются читатели старших возрастных категорий.

У YA-книг есть ряд общих черт. Главными героями являются подростки (в последнее время чаще девушки), которые сталкиваются с определёнными проблемами и кризисами. Они меняются под влиянием внешних обстоятельств и тяжелых испытаний. Герой или героиня не яркие, небезгрешные и неидеальные. У них, как правило, есть недостатки, странности, а порой герой и вовсе подается как отщепенец-аутсайдер — такие персонажи вызывают больше сочувствия у аудитории.

Для YA-литературы жизненно важно, чтобы персонаж говорил с читателями на одном языке, поэтому всё чаще в этой литературе появляются представители разных этнических, религиозных или расовых меньшинств. Как высказался автор популярного романа «Голос монстра» Патрик Несс, «YA-литература посвящена определению и преодолению границ, а также поиску ответа на вопрос «Кто ты и что из себя представляешь?».

Сюжеты YA-литературы строятся вокруг персонажей, а на первый план выходят те же проблемы, которые волнуют юную аудиторию в реальной жизни. Читатели ищут в книгах отражение собственных тревог и проблем, им нужны ответы на насущные (для них) вопросы. Поэтому от автора требуется вести со своим читателем диалог на равных — читатель не потерпит, если с ним начнут общаться свысока.

Литература для «молодых взрослых» объединяет в себе книги множества жанров и не очень строго блюдет их границы. Как говорит автор романов «Быть котом», «Эхобой» и «Сбежавший тролль» Мэтт Хейг, «YA-литература размывает границы жанров и отказывается играть по правилам более строго очерченной взрослой литературы».

В рамках «подростковой литературы» можно встретить и фэнтези (причем как традиционное, типа «Шестёрки воронов» Ли Бардуго и «Страны сказок» Криса Колфера, так и городское, вроде «Орудий смерти» Кассандры Клэр), и дистопии («Голодные игры» Сьюзан Коллинз, «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера), а равно произведения, действие которых разворачивается в наше время на улицах обычных городов («Виноваты звёзды» и «Уилл Грейсон, Уилл Грейсон» Джона Грина, «Девушка online» Зои Сагг).

-2
-3

Причина тому проста: подростки хотят читать о том, что им интересно, а происходит ли действие в обычной школе, на другой планете или в отдалённом прошлом — совершенно не важно. Разумеется, некоторые жанры встречаются чаще других, но куда проще определить это направление через темы и вопросы, поднимаемые авторами.

Вот канонический набор: любовь, предательство, первый секс, принятие себя, поиск своего места в обществе и общение со сверстниками, потеря близких, примирение с жестокой реальностью, поступки, ответственность за их принятие и последствия.

«Виноваты звёзды» Джона Грина — это история любви двух смертельно больных подростков, которая затрагивает темы примирения с жестокой реальностью и потерей любимого человека.

-4
-5

В «Тринадцати причинах почему» Джея Ашера поднимаются темы депрессии, подросткового насилия (т.н. булинг) и предательства близких. А «Орудия смерти» Кассандры Клэр — это история о принятии себя, о решениях и их последствиях.

-6

Весьма популярна и тема подростковых бунтов, которые зачастую вытекают в полномасштабные эпические (и зачастую антиутопические) повествования о противостоянии молодых мятежных героев с взрослыми противниками, олицетворяющими испорченный взрослый мир. «Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент», «Младший брат» — вот самые яркие примеры.

-7
-8
-9

История явления

Термин «молодые взрослые» применительно к литературе впервые использовала британская писательница и литературный критик Сара Триммер в 1802 году. В одной из публикаций в редактируемом ею журнале The Guardian of Education Триммер отделила литературу для детей (в возрасте до 14 лет) от литературы для молодых взрослых (от 14 до 20 лет).

В XIX веке вышли сразу несколько произведений, которые уверенно можно отнести к YA. Это и «Пятнадцатилетний капитан», и «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, а также «Принц и нищий», «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена. «Оливер Твист» Чарльза Диккенса и «Уэверли» Вальтера Скотта — все эти и другие книги впоследствии стали настоящим золотым фондом мировой подростковой литературы, в том числе и в нашей стране.

-10
-11
-12

Но настоящего расцвета Young Adult пришлось ждать аж до шестидесятых годов XX века.

В 1967 году вышел роман С.Е. Хинтон «Изгои». Это была первая крупная книга (если не считать отмеченного нобелевкой романа Сэллинджера «Над пропастью во ржи»), целиком ориентированная на подростков и поднимающая темные и доселе табуированные темы данного возраста. Примечательно, что на момент публикации книги самой Хинтон было всего 17 лет. «Изгои» остаются одним из самых популярных произведений направления, а в 1983 году известный режиссёр Фрэнсис Форд Коппола перенёс книгу на экран, открыв таких актёров как Том Круз, Патрик Суэйзи, Дайан Лейн и Эмилио Эстевес.

-13
-14
-15

Период с начала семидесятых и до середины восьмидесятых называют золотым веком подростковой литературы. В это время авторы старались всё дальше раздвигать границы дозволенного и всё чаще поднимали табуированные темы.

Во второй половине девяностых популярность Young Adult пошла на убыль, но всё изменилось в 1997 году с выходом романа «Гарри Поттер и философский камень». Пусть первые книги «Гарри Поттера» технически и не относятся к YA-литературе (это классические детские сказки), но читатели Роулинг росли вместе с героями, а коммерческий успех цикла убедил издателей, что у молодёжного направления есть огромный потенциал.

-16

В пробитую Поттером брешь почти тут же нырнули «Сумерки», «Голодные игры», «Виноваты звёзды», «Орудия смерти», «Шестёрка воронов» и другие произведения, без которых уже невозможно представить современный литературный небосвод.

-17
-18

Сегодня YA — это некая данность. Периодически в этом направлении выходят вполне пристойные книги с хорошо прописанными героями и ситуациями, так что чего уж точно не стоит делать — это клеймить все направление как некую «низкую литературу». Книги заставляют подростков читать, авторов писать, а режиссеров снимать фильмы. Если все это есть, если выводимые авторами персонажи вызывают сопереживание, значит литература все еще жива и востребована юными читателями.

***

Хотите получать больше познавательных материалов о книгах, писателях и чтении? Ставьте лайк и поделитесь этой записью!