– Вы уже подготовились к школе?
– Да, дневник и ремень купили…
(Анекдот)
Отдав ребёнка в школу, многие родители быстро впадают в эмоциональную зависимость от оценок. Мамы, папы, а иногда и бабушки радуются «хорошим» и расстраиваются из-за «плохих». Свои эмоции взрослые проявляют открыто и даже намеренно стремятся продемонстрировать их ребёнку: «Ты меня обрадовал!» или «Ты меня расстроил!». А ещё принято за хорошие отметки хвалить, а за плохие ругать, стыдить и наказывать.
Такая реакция мам и пап настолько привычна, что кажется естественной и само-собой разумеющейся.
Прежде, чем говорить о том, как стоит реагировать на отметки сына или дочери, хочу поделиться некоторыми своими мыслями на тему школьного обучения и успеваемости.
1. Не все дети, будут учиться на 4 и 5.
Почему?
• У всех детей разные способности. Я не имею в виду, что одни более, а другие менее способны. Я напоминаю о том, что способности могут находиться в разных областях. Только часть из широкого спектра способностей и талантов раскрывается в рамках типичного учебного процесса.
• Для некоторых школьников приготовление домашних заданий и работа на уроке не попадает в зону ведущего интереса и высокой личной значимости. И это естественно. Для нас, взрослых, карьера и профессиональный рост тоже далеко не для всех возглавляют иерархию ценностей.
Кстати В.С. Юркевич (признанный специалист по работе с одарённые детьми) утверждает, что большинство одарённых детей в начальных классах учится не очень хорошо, так как им не свойственна так любимая учителями «старательность». Эти дети готовы массу времени и сил тратить на то, что им интересно и их трудно заставить выполнять рутинную работу (прописывать буковки и списывать слова, переписывать несколько раз, «чтобы не было помарок»).
• У всех детишек разный темп формирования навыка. Одни, после объяснения на уроке, уже понимают как выполнять подобные задания и легко справляются с первой же самостоятельной работой, а другим нужно время на освоение нового материала. Причём, это не значит, что первые «умнее» вторых. Детям с творческим типом мышления легче придумывать, чем воспроизводить то, что демонстрируют другие. Иногда в школе они производят впечатление тугодумов.
2. Школьная успеваемость не показатель интеллекта.
По тем же причинам, которые перечислены в пункте № 1.
3. Помарки и ошибки в работе не показатель того, что ребёнок не старался. Оценивая уровень старательности, учитесь замечать количество потраченной ребёнком энергии на выполнение задания, а не ориентироваться на оценку и даже качество выполнения работы.
Например, гиперактивный ребёнок тратит гораздо больше сил на выполнение письменной работы, чем ребёнок, способный управлять своей активностью.
«Невнимательный» - иногда звучит из уст родителей и учителей как обвинение. Взрослые забывают, а некоторые не знают, что не все дети способны управлять своим вниманием, особенно в процессе длительной деятельности. Катастрофическое увеличение количества описок и «глупых» ошибок может быть показателем усталости.
4. Ни один ребёнок и ни один подросток не мечтает о двойках!
Иногда дети, получившие «плохую» оценку, нуждаются в утешении, а не в порке. Представьте, что после выговора от начальства, придя домой, вы слышите от супруга или супруги что-то типа: «Как ты мог?! Ты меня расстроил! Как тебе не стыдно!...» А ребёнку ещё труднее и обиднее. Он ждёт поддержки и понимания.
5. Следите за тем, чтобы ваше общение с ребёнком не ограничивалось темой школьных отметок и выполненных/невыполненных домашних заданий.
Чем больше отметки мальчиков и девочек не удовлетворяют ожидания родителей, тем выраженнее этот перекос в отношениях. Детям, у которых учёба идёт легко, повезло больше — у их мам и пап остаётся время поговорить со своими чадами на другие темы и сохранить приятные друг для друга отношения.
6. Чем тяжелее даётся ребёнку учёба, тем в большей похвале, эмоциональной поддержке он нуждается.
Давайте рассмотрим ситуацию: ребёнок старался выполнить задание, а у него не получилось или получилось «не очень» (буквы некрасивые, ответ не сходится и т.п.), а потом ещё и отметку получил низкую. И дальше по нарастающей - дети похихикали, учитель пожурил (возьмём мягкий вариант), родители расстроились/отругали или даже наказали. Нейронная сеть свяжет эти неприятные переживания и учебную деятельность. В результате (по законам нейропсихологии) - у ученика неминуемо сформируется негативное отношение к учёбе и мотивация уйдёт на «ноль».
7. Вместо наказаний используем «метод естественных последствий».
8. На каждую цель стоит тратить столько сил, сколько она заслуживает.
Хорошая школьная успеваемость даёт множество преимуществ растущему человеку и это вполне достойная цель. Но, в погоне за знаниями и высокими оценками не лишайте ребёнка возможности жить полноценной жизнью. Помните, что у детей должно оставаться время на общение со сверстниками и членами семьи, для занятий физкультурой и любимой деятельностью.
9. Помните, что назначение оценки - показать ученику насколько он усвоил тот или иной материал, какой навык у него пока недостаточно хорош.
Школьная отметка - это не оценка личности, не оценка способностей, не повод расстраиваться! Отнеситесь к ней как к информации о том что уже усвоено, а что пока нет. Это повод разобраться и найти способ решения проблемы.
Если мы принимаем этот принцип, тогда фразам типа «Ты меня расстроил!» и «Как тебе не стыдно!» нет места. Наша задача - помочь ребёнку сделать вывод и выстроить план решения проблемы.
Предлагаю примерно следующую последовательность диалога по поводу «плохой» оценки:
1. Как тебе самому эта оценка?
Или (когда плохие оценки стали уже типичной ситуацией и у сына или дочки включился внешний «пофигизм», как механизм психологической защиты): «Я вижу, что тебе самому эта оценка неприятна». Или даже: «Ты делаешь вид, что тебе все равно, но я вижу что эта оценка тебе неприятна».
2. Как так получилось что ты получил...?
Если хотите чтобы разговор удержался в русле поиска причины, то следите за своими интонациями. В них не должно быть обвинения и запугивания.
• Наверняка ответ будет поверхностный - не отражающий истинной причины. Продолжайте задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока не дойдёте до тех действий (или бездействий), которые привели к проблеме.
• Возможно ответственность будет перекладываться на других. Например, «Сосед по парте отвлекал!». Задавайте вопросы и комментируйте ответы так, чтобы вернуть ребёнку ответственность за произошедшую ситуацию: «Как так получилось, что ты на него отвлекался?»
3. Как планируешь решать проблему?
Вас не должен удовлетворить обобщённый ответ типа: «Я буду стараться!» (Что именно ты будешь делать? Что конкретно ты будешь делать по-другому?), «Я исправлю!» (Как именно ты будешь исправлять?).
Постарайтесь, чтобы итогом разговора был конкретный план действий.
4. Этого достаточно для решения проблемы? Есть что-то, что может помешать? Как этого можно избежать?
Будьте готовы к тому, что ребёнку сначала будет сложно находить ответы на вопросы, помогите ему их найти.
Разговаривая таким образом, мы формируем у нашего сына или дочери алгоритм реагирования на трудности и неприятности. Мы учим сосредотачивать внимание на поиске решения проблемы — ответ на вопрос «Что делать?» важнее, чем выяснение «Кто и в чём виноват?».
В этой статье я дала понять неравнодушным к судьбе своих детей родителям, что не всё так просто. Есть масса нюансов в воспитании школьников, о которых большинство родителей даже не подозревает. И в одной статье невозможно расписать все подводные камни и результаты, к которым приводят неправильные реакции на отметки и вообще учёбу в школе.
Главное — не вырастить отличника, а вырастить человека способного идти по жизни уверенно, получая радость от движения к своим целям, не потерять в бездумной погоне за «пятерками» физическое и психическое здоровье детей и взаимопонимание с ними.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Чтобы ребёнок с желанием учился
Как зарыть талант ребёнка своими руками. 7 ошибок родителей.
Как воспитать ребёнка счастливым
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.