Найти в Дзене
Истории плюс рисунки

Удивительное наивное искусство

"Рисует как ребенок","что за мазня!", "я тоже так могу" - такие фразы часто приходится слышать о наивной живописи и ее авторах. А вы сами попробуйте. Попробуйте нарисовать даже небольшую картину как ребенок. Только на первый взгляд это просто.

Елена Волкова
Елена Волкова

Наивным искусством называют искусство народных умельцев, самоучек, которое передает мир детскими глазами, искренне и эмоционально.

Люди рисуют, создают скульптуры, различные поделки, совершенно не придерживаясь общепринятых правил. Обычно это называют самодеятельностью, с некоторым пренебрежением. Однако именно такие работы дают вдохновение и толчок для развития новых направлений, важных тем.

Создавая наивные портреты, натюрморты, пейзажи, художники-самоучки не ограничивают себя правилами. Они пишут без соблюдения перспективы, пропорций, наложения теней, зачастую совершенно не зная обо всем этом. Тем не менее, у них получаются очень выразительные и понятные картины.

Считается, что в России прародительницей наивного искусства была примитивная иконопись. На иконах, созданных народными умельцами изображения немного кривоваты, выглядят по-детски, даже смешно. Такое описание подходит ко многим наивным работам.

Анри Руссо по прозвищу Таможенник, поскольку основная работа у него была на таможне, создавал такие наивные картины. Это был француз, живший на рубеже 19-20 веков, желавший писать картины во что бы то ни стало. Он вынес немало насмешек в свой счет, но в конце жизни его картины стали пользоваться популярностью.

Спящая цыганка, Таможенник Руссо
Спящая цыганка, Таможенник Руссо

Другие яркие представители наивного искусства - Нико Пиросмани (это о нем песня "Жил был художник один..."), Бабушка Мозес, Михай Доскалу, Мария Примаченко, Елена Волкова, Катя Медведева, Павел Леонов, Мартин Рамирес, Иван Генералич.

Пикник, Нико Пиросмани
Пикник, Нико Пиросмани

У большинства из наивных художников сложная жизнь, живописью мало кто из них зарабатывал. Только последнее время произошло переосмысление наивной живописи, и она стала лучше цениться.

Отличие наивной живописи от примитивизма в том, что во втором случае художник умышленно стилизует свою работу под неумелую.

Из-за большого внимания к наивному искусству многие художники не выдерживают планку, и в погоне за славой начинают создавать примитивные картины, лишенные наивной искренности, детского обаяния. Только немногие остаются себе верны до последнего дня.