Продолжаем цикл материалов о карьерных возможностях в кризис — и сегодня о том, куда идти работать бывшим работникам сферы туризма. Предыдущие части: кризис и банковские работники, кризис и госслужба, кризис и турбизнес.
***
В кризис пиарщики существуют в парадоксальной ситуации: их часто увольняют, и в то же время компаниям они нужны, причем в больших количествах. Как так получается? В отличие от других отраслей, во время кризиса в PR не уменьшается общее количество вакансий. Даже наоборот, вакансий открывается больше, и зарплаты не падают, а остаются на прежнем уровне. Это происходит, потому, что во время экономического упадка и стагнации компании выгодно брать хорошего пиарщика: он повлияет на продажи и репутацию, а значит, можно будет уменьшить рекламные расходы. Увольняют только тех, кто не может принести бизнесу реальную, измеримую пользу.
Что делать, если вы работаете в PR, вам все нравится и вы планируете продолжать свою карьеру в том же духе?
1. Научиться работать без бюджета
Главное — надо стать не пиарщиком «вообще», а специалистом в какой-то конкретной отрасли, где вас знают, любят и уважают журналисты. Обзаведитесь рабочими связями в вашей сфере, подружитесь с отраслевыми изданиями, делайте бесплатные публикации и спецпроекты. Покупать публикации может каждый, а выстраивание сети работающих профессиональных контактов — признак профессионализма.
2. Владеть новыми инструментами
Тот, кто сегодня все еще использует сервисы-релизоприемники и не знает, что такое PressFeed, скоро потеряет работу. Карта СМИ быстро меняется, пиарщик должен следить за этими изменениями. Используйте социальные сети и приложения, изучайте, куда сегодня пошли пользователи — продвигайте вашу компанию в Facebook и Instagram, откройте свой канал в Telegram, делайте трансляции в Periscope. Работать по новым каналам и использовать партнерские истории очень важно.
3. Оценивать эффективность своей работы
Нужно осознать, что пиарщиков теперь оценивают не «вообще», а по конкретным критериям, так же как и маркетологов — по количеству сгенерированных лидов, заказов, по новым клиентам. В кризис часто бывает нужно работать против «черного» пиара, улучшать репутацию компании вопреки экономическим обстоятельствам. Чтобы у руководства не возникало вопросов о необходимости содержания PR-отдела, надо ставить себе конкретные цели и пересчитывать результат в деньги.
Другой вопрос, что делать, если вы устали, поняли, что PR — это не ваше, и хотите сменить профессию?
1. Первый путь, очевидный, — стать журналистом со специализацией в той сфере, где вы работали пиарщиком. Таких историй много: например, ты хорошо знаешь про хай-тек или недвижимость, соответственно, ты уходишь писать про это в тематические издания. Вероятность найти подобную работу очень большая. Но нужно учитывать, что по медиа кризис ударил сильно: зарплаты упали, на рынке застой, который вряд ли скоро закончится, и в деньгах от такого перехода не выиграешь.
2. Не такой очевидный, но тоже довольно распространенный переход — в НКО и благотворительность. Многие пиарщики идут работать в фонды или некоммерческие организации, либо в отделы, отвечающие за благотворительность внутри больших компаний. Работа в НКО будет оплачиваться хуже, чем PR в коммерческой компании, но будет очень интересной. Устроиться в НКО вполне реально, однако стоит помнить о том, что организации с иностранным финансированием сейчас на волоске от закрытия по политическим причинам.
3. Имея опыт работы в PR, можно стать менеджером проектов. В проекты, основанные на технологиях, например, сервисы заказа такси или доставки еды, идти не надо. Но стоит попробовать пробиться в любые контентные проекты, где важен текст — например, массовые сервисы, связанными с консультациями, пресс-релизами, все, что связано с понятными потребностями людей, не завязанными на сложные технологии. Также это могут быть проекты из той области, в которой человек раньше специализировался. Например, если вы долго проработали пиарщиком в фэшн, то вы совершенно спокойно можете идти в эту сферу менеджером проектов. Здесь даже не надо бояться, что не хватит технических компетенций, потому что вы будете работать с техническим директором или по ходу доберете необходимые навыки. При таком переходе нужно быть готовым пожертвовать высокой зарплатой и быстро учиться, если каких-то знаний вам недостает.
4. Стать руководителем нетехнологического бизнеса: это ситуация, в которой вы сможете обналичить ваши связи в нужной сфере. Мы, например, знаем пиарщиков, которые стали владельцами успешных салонов красоты, потому что раньше много работали в сфере бьюти и имеют знакомства в глянце. Бывшие пиарщики открывают кофейни, бюро путешествий и другие милые небольшие бизнесы. Как ни странно, именно среди пиарщиков оказывается много тех, кто открывает интернет-магазины хендмейда и марки ремесленных вещей, делают мебель, бусы, керамику, вещи из стекла и шьют одежду. Так что, если у вас к этому лежит душа и финансы позволяют, не бойтесь начать во время кризиса. Только помните, что быть владельцем молодого бизнеса — значит работать без выходных, отпуска и, вполне вероятно, без прибыли как минимум первый год.
***
В «Антирабстве» мы часто помогаем пиарщикам (и не только) совершить карьерную трансформацию — если вы чувствуете, что необходимость в изменениях уже назрела, обращайтесь.
***
Подписывайтесь на наш блог, ставьте пальцы вверх и мы будем радовать вас полезными материалами о карьере и самыми актуальными вакансиями еще чаще!