Что является
ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ?
В Правилах есть понятие "Перекресток" с определением в п.1.2.
А еще встречается понятие "Пересечение проезжих частей", но ни описания, ни определения его в Правилах нет.
Давайте попробуем разобраться.
*****************
Но давайте попробуем "прокачать на косвенных".
Будем использовать то, что есть в Правилах, и попытаемся из этого сделать выводы.
------------------------—
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
3.18.1 "Поворот направо запрещен".
3.18.2 "Поворот налево запрещен".
Действие знаков 3.18.1, 3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми установлен знак.
4.1.1 "Движение прямо", 4.1.2 "Движение направо", 4.1.3 "Движение налево", 4.1.4 "Движение прямо или направо", 4.1.5 "Движение прямо или налево", 4.1.6 "Движение направо или налево".
Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.
-------------------------—
Давайте попробуем посчитать правильным границы ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, показанных на рисунке 2.
Перед перекрестком для желтого (рис.3) стоит знак 4.1.1."Движение прямо". А он решил поехать направо.
Водитель въезжает на перекресток, и не въезжая на "ППЧ", совершает поворот направо.
Получается, что если красный квадрат (на рисунке) не будет "задет", то нарушения нет, и поворачивать можно спокойно.
Ведь действия знаков распространяется на "ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ", которое не задето автомобилем.
Та же ситуация и для синего.
Объехав красный квадрат он может ехать в любом направлении.
Неужели не будет никакого нарушения Правил?
Про знаки 3.18.1 (2) - та же песня.
И по п.8.6:
Как доказать, что выезжая с ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ водитель зеленого ОКАЗАЛСЯ или НЕ ОКАЗАЛСЯ на стороне встречного движения?
В общем, если бы ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ было квадратом (прямоугольником) внутри перекрестка (рис.2), то любой ХИТРОСЕДАЛИЩНЫЙ мог бы спокойно объезжать этот участок и ЗАКОННО ПЛЕВАТЬ на вышеуказанные знаки.
ЗАЧЕМ ОНИ ТОГДА БЫЛИ БЫ НУЖНЫ?
***********************
А теперь ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
На перекрестках дорог без разделительных полос
границы ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ
проходят ровно по границе перекрестка (см.п.1.2 "Перекресток").
Тогда требования п.8.6, знаков 3.18.1 (2), 4.1.1 - 4.1.6 и других пунктов Правил, знаков и разметки, становятся совершенно ЛОГИЧНЫМИ.
Выезжая на перекресток, вы СРАЗУ ЖЕ попадаете на пересечение проезжих частей, на которые и распространяют свое действие вышеперечисленные знаки.
===============
Если смежные проезжие части разделены разделительной полосой, то имеет место перекресток с ДВУМЯ пересечениями проезжих частей.
Между ними может быть, а может и не быть отдельной проезжей части.
Про то, когда ДВА (или несколько) ППЧ имеют свойства "монолитного" одного ППЧ, в т.ч. и на дорогах с трамвайными путями - поговорим в другой раз.
===============
Когда в тексте Правил упоминается "ПЕРЕКРЕСТОК", это может быть ЛЮБОЙ ПЕРЕКРЕСТОК (как с одним, так и с несколькими ППЧ).
Причем - ВЕСЬ ПЕРЕКРЕСТОК ЦЕЛИКОМ.
А когда упоминается только ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, то речь идет:
либо:
1) О "простом" перекрестке (пересечение дорог без разделительной полосы),
либо:
2) Об одном из ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ "сложного" перекрестка (когда пересекается дорога с разделительной полосой)
Ну, а если ПЕРЕКРЕСТОК и ППЧ упоминаются вместе, значит требование относится и к ЛЮБОМУ перекрестку целиком ("простому", либо "сложному"), и отдельно к ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ - части "сложного" перекрестка.
—-------------------
12.4. Остановка запрещается: ...
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, ...
Прил.1 ПДД
2. Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
------------------
Граница ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ на "сложном" перекрестке :
"ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ начала закруглений проезжих частей. "
********************
Да, а на рисунке 2, черные линии (каждая по отдельности) показывают только границы пересекаемой проезжей части, перед которыми надо останавливаться при запрещенном сигнале светофора по п.6.13.
---------------------
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед ПЕРЕСЕКАЕМОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТЬЮ...
------------------------
Так что ПЕРЕСЕКАЕМАЯ ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ - проходит "полоской" через ПЕРЕКРЕСТОК, являющийся ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ (вместе со всеми закруглениями).
А красный квадратик - так, для красоты.
Это просто - место на ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, образованное границами пересекающихся проезжих частей.
Не имеющих до недавнего времени никакой ПРАВОВОЙ значимости.
В настоящее время этот прямоугольник называется "УЧАСТОК ПЕРЕКРЕСТКА", если он обозначен разметкой 1.26 (т.н. "вафельница").
******************
У меня получилось так.
С уважением,
©Андрей Арсентьев.
=============================================
Разбор задачи,
опубликованной в предыдущем выпуске.
Кто виноват в ДТП?
– Красный;
– Синий;
– Обоюдная вина.
***********************
ЗЕЛЕНЫЙ.
Согласно п.8.5 занял крайнее положение, и по п.8.6 совершает поворот.
---------------------
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении ...
8.6. ...
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
---------------------
Нарушений нет.
************************
СИНИЙ.
Перед поворотом не сумел занять крайнее положение, поэтому, руководствуясь п.8.7, начал поворот из второй полосы.
-------------------------
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
---------------------------
Разметка такой маневр не запрещает.
Но п.8.7 не отменяет требование п.8.6 о движении "ПО ВОЗМОЖНОСТИ БЛИЖЕ к правому краю ПЧ".
"Возможность" ограничена безопасным боковым интервалом с зеленым.
Синий при повороте "не выбрал" всю "возможность" максимально близкого движения от правого края проезжей части.
Никаких объективных (!!) причин для выезда в третью (а не во вторую) полосу, у синего нет.
Синий не выполнил требование п.8.6, и нарушил правила расположения ТС на проезжей части.
По ч.1 ст.12.15 КоАП РФ
---------------------------
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, ... -
влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
-----------------------------
********************
КРАСНЫЙ.
На первый взгляд кажется, что от нарушения п.13.12 красному не отвертеться.
------------------------------
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. ...
-----------------------
Но...
Красный поворачивает на дорогу с тремя полосами (размеченными к тому же).
Понятие "УСТУПИТЬ" применяется тогда, когда не конкретное "место" на проезжей части ЗАКОННО "претендуют" два и более участников движения.
И первым это "место" занимает тот, кому Правилами дан приоритет (или, кому не предписано уступать).
Если бы красный "претендовал" на место во второй полосе, то у него было бы нарушение п.13.12.
===============
Если бы между синим и зеленым был еще какой-нибудь желтый, опережая которого, синий выезжал бы в третью полосу (потому что во вторую выезжал бы этот "желтый"), то красному ловить было бы нечего.
Красный был бы неправ.
==============
Но в данном случае красный "претендовал" на место, в которое синий мог выехать, только с нарушением п.8.6.
А у нарушителя преимущества не может быть по определению.
==============
Буквально на днях оказался на месте красного, когда синий решил завершить поворот направо в третью полосу.
Был вариант "наказать" синего, подставив ему бок.
Но зачем?
Простоял бы несколько часов, ожидая ГИБДД.
Потратил бы кучу времени на страховую.
Сколько-то еще на ремонт.
И "с чувством глубокого удовлетворения" ездил бы на БИТОЙ машине.
Может кому такое и нравится.
Мне - нет.
Отпустил дурака, который ВЕЗ КОМУ-ТО ДТП
(даже не рассердился на него).
И поехал по своим делам.
===============
Если бы красный въехал в синего, то была бы ОБОЮДНАЯ вина, т.к. красный ВИДЕЛ опасность.
И тут было бы невыполнение п.10.1
--------------------------
10.1. ...
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
-----------------------
Но в нашем случае ударил синий.
Так что красный - не виновен.
******************
Виновник - синий.
У меня получилось так.
С уважением,
©Андрей Арсентьев
*************************************
P.S.:
На "поразмышлять" задача № 3:
Кто виноват в ДТП?
– Красный;
– Синий;
– Обоюдная вина.
Разбор задачи в следующей публикации.