Найти в Дзене

Внимательно читаем Правила дорожного движения. ч.3

Оглавление

Что является
ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ?

В Правилах есть понятие "Перекресток" с определением в п.1.2.
А еще встречается понятие "Пересечение проезжих частей", но ни описания, ни определения его в Правилах нет.
Давайте попробуем разобраться.

*****************

Но давайте попробуем "прокачать на косвенных".
Будем использовать то, что есть в Правилах, и попытаемся из этого сделать выводы.

------------------------—
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
-2

3.18.1 "Поворот направо запрещен".
3.18.2 "Поворот налево запрещен".
Действие знаков 3.18.1, 3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми установлен знак.
-3
4.1.1 "Движение прямо", 4.1.2 "Движение направо", 4.1.3 "Движение налево", 4.1.4 "Движение прямо или направо", 4.1.5 "Движение прямо или налево", 4.1.6 "Движение направо или налево".
Действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.
-------------------------—

Давайте попробуем посчитать правильным границы ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, показанных на рисунке 2.

Перед перекрестком для желтого (рис.3) стоит знак 4.1.1."Движение прямо". А он решил поехать направо.

-4


Водитель въезжает на перекресток, и не въезжая на "ППЧ", совершает поворот направо.
Получается, что если красный квадрат (на рисунке) не будет "задет", то нарушения нет, и поворачивать можно спокойно.
Ведь действия знаков распространяется на "ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ", которое не задето автомобилем.

Та же ситуация и для синего.
Объехав красный квадрат он может ехать в любом направлении.

Неужели не будет никакого нарушения Правил?

Про знаки 3.18.1 (2) - та же песня.

И по п.8.6:
Как доказать, что выезжая с ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ водитель зеленого ОКАЗАЛСЯ или НЕ ОКАЗАЛСЯ на стороне встречного движения?

В общем, если бы ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ было квадратом (прямоугольником) внутри перекрестка (рис.2), то любой ХИТРОСЕДАЛИЩНЫЙ мог бы спокойно объезжать этот участок и ЗАКОННО ПЛЕВАТЬ на вышеуказанные знаки.

ЗАЧЕМ ОНИ ТОГДА БЫЛИ БЫ НУЖНЫ?

***********************

А теперь ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

На перекрестках дорог без разделительных полос
границы ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ
проходят ровно по границе перекрестка (см.п.1.2 "Перекресток").

Тогда требования п.8.6, знаков 3.18.1 (2), 4.1.1 - 4.1.6 и других пунктов Правил, знаков и разметки, становятся совершенно ЛОГИЧНЫМИ.

Выезжая на перекресток, вы СРАЗУ ЖЕ попадаете на пересечение проезжих частей, на которые и распространяют свое действие вышеперечисленные знаки.

===============
Если смежные проезжие части разделены разделительной полосой, то имеет место перекресток с ДВУМЯ пересечениями проезжих частей.
Между ними может быть, а может и не быть отдельной проезжей части.

Про то, когда ДВА (или несколько) ППЧ имеют свойства "монолитного" одного ППЧ, в т.ч. и на дорогах с трамвайными путями - поговорим в другой раз.
===============

Когда в тексте Правил упоминается "ПЕРЕКРЕСТОК", это может быть ЛЮБОЙ ПЕРЕКРЕСТОК (как с одним, так и с несколькими ППЧ).
Причем - ВЕСЬ ПЕРЕКРЕСТОК ЦЕЛИКОМ.

А когда упоминается только ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, то речь идет:
либо:
1) О "простом" перекрестке (пересечение дорог без разделительной полосы),
либо:
2) Об одном из ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ "сложного" перекрестка (когда пересекается дорога с разделительной полосой)

Ну, а если ПЕРЕКРЕСТОК и ППЧ упоминаются вместе, значит требование относится и к ЛЮБОМУ перекрестку целиком ("простому", либо "сложному"), и отдельно к ПЕРЕСЕЧЕНИЮ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ - части "сложного" перекрестка.

—-------------------
12.4. Остановка запрещается: ...
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, ...
Прил.1 ПДД
2. Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
------------------

Граница ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ на "сложном" перекрестке :

"ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ начала закруглений проезжих частей. "

********************

Да, а на рисунке 2, черные линии (каждая по отдельности) показывают только границы пересекаемой проезжей части, перед которыми надо останавливаться при запрещенном сигнале светофора по п.6.13.
---------------------
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед ПЕРЕСЕКАЕМОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТЬЮ...
------------------------

Так что ПЕРЕСЕКАЕМАЯ ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ - проходит "полоской" через ПЕРЕКРЕСТОК, являющийся ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ (вместе со всеми закруглениями).

А красный квадратик - так, для красоты.
Это просто - место на ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, образованное границами пересекающихся проезжих частей.

Не имеющих до недавнего времени никакой ПРАВОВОЙ значимости.

В настоящее время этот прямоугольник называется "УЧАСТОК ПЕРЕКРЕСТКА", если он обозначен разметкой 1.26 (т.н. "вафельница").

******************

У меня получилось так.

С уважением,
©Андрей Арсентьев.

=============================================

Разбор задачи,
опубликованной в предыдущем выпуске.

Кто виноват в ДТП?

– Красный;
– Синий;
– Обоюдная вина.

-5

***********************

ЗЕЛЕНЫЙ.

Согласно п.8.5 занял крайнее положение, и по п.8.6 совершает поворот.

---------------------
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении ...
8.6. ...
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
---------------------

Нарушений нет.

************************

СИНИЙ.

Перед поворотом не сумел занять крайнее положение, поэтому, руководствуясь п.8.7, начал поворот из второй полосы.

-------------------------
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
---------------------------

Разметка такой маневр не запрещает.

Но п.8.7 не отменяет требование п.8.6 о движении "ПО ВОЗМОЖНОСТИ БЛИЖЕ к правому краю ПЧ".

"Возможность" ограничена безопасным боковым интервалом с зеленым.

Синий при повороте "не выбрал" всю "возможность" максимально близкого движения от правого края проезжей части.
Никаких объективных (!!) причин для выезда в третью (а не во вторую) полосу, у синего нет.

Синий не выполнил требование п.8.6, и нарушил правила расположения ТС на проезжей части.
По ч.1 ст.12.15 КоАП РФ

---------------------------
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, ... -
влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
-----------------------------


********************

КРАСНЫЙ.

На первый взгляд кажется, что от нарушения п.13.12 красному не отвертеться.

------------------------------
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. ...
-----------------------


Но...

Красный поворачивает на дорогу с тремя полосами (размеченными к тому же).
Понятие "УСТУПИТЬ" применяется тогда, когда не конкретное "место" на проезжей части ЗАКОННО "претендуют" два и более участников движения.
И первым это "место" занимает тот, кому Правилами дан приоритет (или, кому не предписано уступать).

Если бы красный "претендовал" на место во второй полосе, то у него было бы нарушение п.13.12.
===============
Если бы между синим и зеленым был еще какой-нибудь желтый, опережая которого, синий выезжал бы в третью полосу (потому что во вторую выезжал бы этот "желтый"), то красному ловить было бы нечего.
Красный был бы неправ.
==============

Но в данном случае красный "претендовал" на место, в которое синий мог выехать, только с нарушением п.8.6.

А у нарушителя преимущества не может быть по определению.

==============
Буквально на днях оказался на месте красного, когда синий решил завершить поворот направо в третью полосу.

Был вариант "наказать" синего, подставив ему бок.
Но зачем?

Простоял бы несколько часов, ожидая ГИБДД.
Потратил бы кучу времени на страховую.
Сколько-то еще на ремонт.

И "с чувством глубокого удовлетворения" ездил бы на БИТОЙ машине.

Может кому такое и нравится.
Мне - нет.

Отпустил дурака, который ВЕЗ КОМУ-ТО ДТП
(даже не рассердился на него).

И поехал по своим делам.
===============

Если бы красный въехал в синего, то была бы ОБОЮДНАЯ вина, т.к. красный ВИДЕЛ опасность.
И тут было бы невыполнение п.10.1

--------------------------
10.1. ...
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
-----------------------

Но в нашем случае ударил синий.
Так что красный - не виновен.

******************

Виновник - синий.

У меня получилось так.

С уважением,
©Андрей Арсентьев

*************************************

P.S.:

На "поразмышлять" задача № 3:

Кто виноват в ДТП?

– Красный;
– Синий;
– Обоюдная вина.

-6

Разбор задачи в следующей публикации.