Найти тему
Реальное время

Три ошибки при выборе будущей профессии

По специальности работает только треть россиян

Только 37 процентов выпускников вузов, колледжей и техникумов работают по специальности — таковы итоги исследования РАНХиГС. При опросе 29 процентов сказали, что их работа хоть как-то связана с тем, чему их учили, а 27 процентов признались, что работают не по специальности. Самые большие шансы найти работу по профессии в сферах образования, здравоохранения, культуры. На втором месте — правоохранительные органы, на третьем — государственное и муниципальное управление. Следом идут финансы, реклама, консалтинг, промышленность. Строительные и инженерные компании — на 5-м месте. Такие данные приводит «Российская газета».

— Учиться нужно идти туда, куда велят природные способности, душа, сердце. Для этого человек должен сам себя познать. Прежде всего, узнать каковы его руки — ловкие ли они, что могут? А для этого нужно пробовать: чистить картошку, рисовать, пришивать пуговицу, разжигать костер, ставить палатку. … Только опытным путем человек может определить нравится ему или нет. Нужно изучать свои возможности в том, что касается любых объектов, готов ли он работать с людьми, животными, числами, текстами. Многое из этого дает школа, но не все — ребенок может не знать о профессиях, которые не имеют отношения к школьным предметам. Но тем не менее об основах можно получить представление. Например, о менеджменте, обо всем, что связано с услугами, сервисом — для этого можно недельку поработать официантом, можно организовывать что-то в школе, в лагере, — говорит Эльмира Давыдова, кандидат психологических наук, руководитель Центра профориентации «ПрофГид».

По просьбе «Реального времени» Эльмира Давыдова назвала главные ошибки, которые совершают учителя, родители и дети при выборе будущей профессии.

  • Первая ошибка — это ошибка некомпетентности. Учителя не могут вести профориентационную работу, они не знают профессии. Недавно я слышала, как учительница говорила, что профессия программиста скучная и не интересная. Это для нее она скучная, а для кого-то она — упоение. Если взрослому что-то неинтересно, то это не значит, что это неинтересно конкретному ребенку. Нужно изучать ребенка, нужно знать рынок труда, смотреть, как развивается та или иная профессия. Это не дело учителей, а дело профориентологов.

  • Вторая ошибка — эмоциональная, психологическая, когда родители, независимо от способностей ребенка, хотят, чтобы он получил профессию, которая нравится родителю. Один папа спросил недавно меня с глубоким возмущением: «А вы согласились бы, чтобы ваши дети были инженерами?». Папа хочет видеть сына директором компании, а сын — это ясно для меня — инженер. Можно же начать с инженера и стать руководителем инженерной компании. Ошибка родителей в том, что они отождествляют себя с детьми и совершают психологическое насилие над детьми ради того, чтобы они в будущем были сыты. Так они ломают детям жизнь. Кроме этого, родители иначе чувствуют эпоху, ведь они выросли в другое время. Какие-то профессии они считают несерьезными, неспособными приносить деньги, в то время, когда это совершенно не так. Все меняется, рынок труда меняется, есть профессии, о которых родители никогда не слышали.

Для того чтобы наверняка определиться с будущей профессией можно воспользоваться услугами специалистов. Профориентологи проводят не только тесты, но и глубинные интервью. Есть варианты на коммерческой основе, есть бесплатные — это консультации психологов в Центрах занятости населения. Подробную информацию можно узнать на сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана.