Этим спасателям не страшны взрывы, сильное задымление, радиоактивное заражение и ядовитый газ. Их бросают в самые «горячие точки» — туда, где риск для жизни слишком велик: в пекло пожаров, эпицентр наводнения, обрушенные шахты. В МЧС у этих бесстрашных бойцов короткий позывной — РТС — иначе «робототехнические средства».
Сейчас на вооружении МЧС больше 65 бронированных «тяжеловесов». Дистанционно машинами управляют операторы мобильной робототехники. Еще два года назад такой профессии не существовало. При этом первый робот в арсенале спасателей появился в 90-е. Как объяснить феномен и почему готовить операторов робототехники в МЧС начали только сейчас, причем в дистанционном формате?
Железный напарник
Гигантский гибрид танка и водяной пушки «ЕЛЬ-10» весит 22 тонны. С его помощью спасатели разгребают завалы и тушат пожары. Однако если огонь полыхает в тоннеле, здании вокзала или аэропорта, шестиметровый гигант не проедет. Нужен более компактный боец. К примеру, «LUF-60» — робот-малыш, который не дотягивает в длину до 2,5 метров, зато проникает в узкие проходы и даже взбирается по лестницам. Сейчас на вооружении МЧС порядка 20 видов роботов. Одни созданы для борьбы с огнем, другие — для разминирования.
«Операторы мобильной робототехники обязаны знать нюансы каждой модели, управлять любой машиной. От этого зависит исход спасательной операции», — подчеркивает Сергей Носков.
«Операторы мобильной робототехники обязаны знать нюансы каждой модели, управлять любой машиной. От этого зависит исход спасательной операции»
Официально Минтруд России утвердил профессию оператора мобильной робототехники только в 2016 году. До этого таких сотрудников формально не существовало. При этом один из первых роботов на вооружении спасателей появился после катастрофы на Чернобыльской АЭС. «Сойка» тушила пожары в зоне радиоактивного заражения, на химических предприятиях и складах со взрывчаткой. «Управлять роботами спасателей, конечно, учили. Как правило, они стажировались на заводе-изготовителе. К примеру, управление пожарным железным разведчиком TEOdor офицеры осваивали в Германии», — вспоминает Сергей.
«Сойку» собрали на базе тяжелого гусеничного танка Т-55. Через лафетный ствол робот за секунду выбрасывал на пламя 100 литров воды. Фото из архива МЧС
С новыми моделями стальных гигантов учат работать на полигонах ногинского центра подготовки спасателей и в центре по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». «Курсы длятся около пяти дней в рамках программы повышения квалификации. Никакого диплома там не дают», — отмечает Сергей Носков, завкафедрой спасательных робототехнических средств Академии гражданской защиты МЧС.
Отчасти поэтому в 2016 году начальник научно-технического управления МЧС Александр Овсянник отметил, что система подготовки операторов развита недостаточно. Это совпало с решением МЧС обновить и расширить автопарк роботов-спасателей. «Возник вопрос — на каком основании люди без спецподготовки и удостоверения управляют роботами? Даже на машину нужны права, а тут сложная и дорогостоящая техника. К примеру, цена ЕЛЬ-10 — 30 миллионов рублей», — объясняет Носков.
Гигантский гибрид танка и водяной пушки «ЕЛЬ-10» весит 22 тонны
Так в МЧС появилась новая профессия. Уже через год Академия гражданской защиты МЧС разработала программу переподготовки по направлению. А этой весной в академии дистанционно обучили первых спасателей — 31 человека. Как все проходило?
«Пулеметные» курсы в онлайне
Изначально программа переподготовки была очной и длилась полтора месяца. Однако проект свернули — слишком дорого, чтобы обучить спасателей со всей России. «Нам сказали “Ребята, вы чего. Откуда такие деньги”. Поэтому мы решили уйти в онлайн», — вспоминает Носков.
Тогда Институт развития МЧС России — подразделение академии — разработал дистанционную программу обучения. Она состоит из 7 разделов и 16 электронных курсов, которые из-за небольшого размера в институте назвали «пулеметными».
Учебная программа рассчитана на 11 недель
Обучение развернули на базе iSpring Online — институт работает в СДО с 2013 года. «Используем eLearning для повышения квалификации сотрудников МЧС и других ведомств. Основная наша нагрузка — государственный заказ», — рассказывает Сергей Шевченко, доцент института и один из авторов eLearning-проекта. Он разрабатывает электронные курсы.
Сейчас в базе знаний МЧС 768 материалов. Лишь 100 из них — каталоги и книги, остальное — электронные курсы. Все созданы в iSpring. «Преподаватели института отправляют мне презентации по теме. Из них при помощи редактора я быстро создаю электронный курс. Программу для операторов я подготовил за полтора месяца», — рассказал Шевченко.
Сейчас в базе знаний МЧС 768 материалов. Лишь 100 из них — каталоги и книги, остальное — электронные курсы. Все созданы в iSpring.
Первый «патрон» в ленте пулеметных курсов — история и основы робототехники. Например, спасатели должны знать, когда появился первый андроид и что сказано в трех законах робототехники Айзека Азимова.
Фрагмент электронного курса «Основные понятия и положения робототехники специального назначения»
После матчасть — технические особенности роботов, устройство базовых шасси и основы теории движения РТС. «Это только со стороны кажется — двигай джойстик, и робот едет, как игрушечная радиомодель. На самом деле, чтобы взобраться на гору, нужно нажать одну комбинацию кнопок, чтобы подняться по лестнице или проехать по полю — другую. От того, насколько хорошо оператор управляет роботом, зависит, как быстро этот робот доберется до места ЧП и поможет людям», — уточняет Шевченко.
Что будет, если робот сломается? Согласно профстандарту оператор мобильной робототехники должен устранять лишь мелкие неисправности: заменить лампочку или предохранитель, долить охлаждающую жидкость. «На сегодняшний день роботы привязаны к сервисному обслуживанию», — уточняет завкафедрой спасательных робототехнических средств Сергей Носков. Однако в программе обучения отдельный курс посвящен ремонту киборгов: гидро- и пневмосистем, а также электрооборудования. По мнению Носкова, лишними знания точно не будут. Мало ли, что случится на боевом задании.
При создании курсов в МЧС использовали все возможности дистанционного обучения. «Мы разве что виртуальную реальность не подключили. Кроме слайдов с текстом добавили видео, 3D-анимацию, некоторые данные озвучили, как на радио. Главное, чтобы информация лучше запоминалась, а интерес к обучению не пропадал», — говорит Шевченко.
После каждого курса помимо небольшого теста будущие операторы должны выполнить практическое задание. «К примеру, спасатели должны решить задачу по основам теории движения робототехнических средств. Там немножко есть математики и физики. Решение они загружают в СДО, как домашнее задание. Мы проверяем, ставим оценку», — говорит разработчик курсов Сергей Шевченко.
Пока это единственная в России программа переподготовки операторов мобильной робототехники. Чтобы получить диплом, спасатель из Владивостока или Сибири должен пройти курсы Института развития МЧС. В конце итоговое тестирование по всем темам на 297 вопросов. «Проходной балл 90%. Спасатели должны дать правильный ответ на большинство вопросов», — объясняет Шевченко. По его словам, спасатель — не та профессия, в которой можно ошибаться.
Экзамен на полосе препятствий
Тестирование — завершающий этап дистанционных курсов, но не обучения. Еще неделю спасатели тренируются вживую работать с «железом» в Академии гражданской защиты МЧС. «В стандарте прописано: оператор должен уметь управлять роботом и проводить техническое обслуживание. А по интернету умений не привьешь», — говорит Сергей Носков.
Сперва спасатели осваивают Brokk-110 — миниэкскаватор дистанционного управления для инженерных работ. Машину весом в тонну конструкторы назвали «разрушителем». Он разбирает завалы, роет котлованы и прокладывает дорогу сквозь железобетон.
Brokk способен подниматься по лестницам и заходить в лифты. Его используют, когда нужно проложить путь сквозь завал
Следующий на очереди «Уран-6» — бронированный сапер, задача которого обезвредить мины. Машина действует двумя способами: наезжает на растяжку и активирует взрывчатку или перемалывает мину фрезерным тралом, как миксером. В любом из этих случаев роботу ничего не угрожает — броня и правильная конструкция спокойно держат удар.
«Уран-6» использовали при разминировании Пальмиры
По программе операторы также должны управлять роботами-пожарными. В академии они учатся на «Уране-14».
Робот оснащен цистернами с водой и пенообразователем на 2000 и 600 литров. Чтобы добраться до места возгорания, он с легкостью расчистит путь — сдвигает с места грузы весом до 4 тонн
В конце недели спасатели должны пройти полосу препятствий с каждым роботом: проехать по змейке, мосту и косогору, найти взрывчатку, вырыть котлован на время, разобрать завал или потушить пожар. Не уложился в норматив — провалил экзамен. При этом управлять любой из машин нужно на расстоянии — каждый «тяжеловес» оборудован камерами видеонаблюдения и датчиками для передачи сигнала.
Можно ли говорить, что дистанционный формат влияет на качество обучения? Вовсе нет. По мнению Шевченко, нет большой разницы, как изучать теорию: читая электронный курс или слушая лектора в аудитории. «Сотрудники МЧС учатся в удобном для себя режиме: на работе, во время обеда или дома. Учебный портал работает 24/7. Никто не стоит над душой. Мы лишь предлагаем ресурсы для развития и отвечаем на вопросы», — объясняет разработчик курсов. Этой весной в России официально появился первый отряд операторов мобильной робототехники — они сдали практику и получили диплом о профессиональной переподготовке.
Обучение прошел 31 спасатель. На фотографии трое из них с дипломами в руках
Каждый год институт развития и академия гражданской защиты МЧС готовы обучать порядка 35-40 спасателей со всей России. В перспективе всю самую опасную работу будут выполнять роботы, а операторы — управлять ими на безопасном расстоянии.
Источник: https://www.ispring.ru/elearning-insights/zheleznaya-gvardiya/