11 августа 1973 года по телевизору впервые показали "Семнадцать мгновений весны". Хотя сначала премьеру культовой картины было решено показать советским зрителям 9 мая, в праздничный день. Но потом показ решили отложить - в руководстве посчитали, что показать многосерийный фильм про Штирлица будет более уместным в канун визита Леонида Ильича Брежнева в ФРГ, который был в середине августа 1973 года.
Режиссер фильма Татьяна Лиознова изначально решила, что в ее картине будут сниматься только самые лучшие актеры. К ее большому удивлению, далеко не все, прочитав сценарий, соглашались на предложенную роль.
Сыграть Штирлица просто мечтал Арчил Гомиашвили. В ту пору у него с Лиозновой был роман, и он ее долго упрашивал отдать эту роль именно ему. Татьяна Михайловна была сначала непреклонна, но потом дала ему шанс — пройти фотопробы. Гомиашвили не утвердило руководство студии. Мол, не той национальности герой. После этого он ( в большой обиде) уехал из Москвы и вскоре женился на другой.
Пробовались на эту роль и такие мэтры, как Олег Стриженов, Иннокентий Смоктуновский, но тоже не сложилось. В итоге Штирлица сыграл Вячеслав Тихонов. Во многом, именно его утвердили еще и потому, что в тот период Тихонов не был занят в съемках других фильмов.
Небольшую роль Гитлера должен был сыграть Леонид Куравлев, но
его пробы вышли неудачными и в картине он сыграл эсэсовца Айсмана. Для пущей убедительности актеру прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз. Задача у Куравлева была непростая - сыграть характерного персонажа с пронзительным взглядом. Пусть и одноглазым.
Жену Штирлица в фильме сначала должна была играть певица Мария Пахоменко, но тоже не сложилось по ряду причин. Не досталась эта роль и красавице нашего кино Светлане Светличной. Уже за день до съемок на эту роль утвердили Элеонору Шашкову.
Сразу несколько кандидатов было и на роль Мюллера. Лиознова сначала хотела чтобы Мюллером в фильме был Всеволод Санаев, но тот сразу и категорично отказался. И аргументы у него были весомые.
«Я являюсь секретарем партийной организации «Мосфильма», поэтому фашиста играть не буду!».
Леониду Броневому легендарная роль Мюллера досталась случайно. Броневой пробовался на роль Гитлера, но жена актера просто запретила ему играть фюрера, да и он не сильно жаждал войти в его образ. Чтобы не упускать такого гениального актера из своей кагорты, Лиознова предложила ему роль Мюллера. Интуиция ее не подвела - Броневой сыграл эту роль просто гениально!
Не хотел играть Бормана и Юрий Визбор.
Но вскоре Татьяна Михайловна его все-таки уговорила. Чтобы образ получился мрачным, Визбору гримеры вставили тампоны в нос, а мундир прокладывали поролоном, для объемности фигуры. Так как свой голос у Визбора был мягким и тихим, в фильме его озвучивал актер Анатолий Соловьев.
Лиознова посчитала, что образ Штрилица выходит у нее уж очень серьезным. Поэтому она попросила Юлиана Семёнова написать несколько сцен с участием старой немки, которую и должна была бы сыграть Фаина Георгиевна Раневская. Но Семенов немного схалтурил и написал лишь наброски и, если честно, не очень удачные. Эти наброски вместе со сценарием и отправили Раневской по почте.
Раневская все прочла и назначила Лиозновой и Юлиану Семенову встречу. Гостей Фаина Георгиевна встречала сидя громоздком кресле. Она так сильно оперлась на его ручку, что в то же мгновение эта самая ручка оказалась у нее в руке. Лиознова чуть не подпрыгнула от ощущения удачи: это же она, наша фрау! Величественная и нелепая!
Но все пошло не так, как ожидалось. Раневская сначала сильно обругала сценарий. Выражения, как вы понимаете, Фаина Георгиевна, особо не подбирала... Многие режиссеры, которые до этого работали с актрисой, знали про ее крутой нрав, но вот Лиознова была к этому не готова.
Особенно досталось Юлиану Семенову... Поэтому после перепалки актрисы и сценариста, Лиознова и Семенов быстро оказались на улице. Сначала закурили, а потом Юлиан Семенов, чтобы поправить свой нарушенный авторитет, заявил: "Ну это понятно! Ей не могут нравиться мои сценарии - она же лесбиянка!".
Лиознова опять чуть не подпрыгнула. Потому, что она тогда считала, что это заболевание и оно заразное.... Тем дело и закончилось.
Вместо Раневской роль фрау Заурих сыграла Эмилия Мильтон. Ее работой Лиознова был очень довольна. Но Эмилии Мильтон и Татьяне Лиозновой приходилось нелегко — многие сцены и фразы героини они придумывали почти на съемочной площадке. Образ старой немки получился ярким и запоминающимся. Да и сейчас уже не представляется, что в этом культовом многосерийном фильме могли бы сняться другие актеры...